Экологический локдаун. Как правительство спасает «грязную» промышленность

Экологический локдаун. Как правительство спасает «грязную» промышленность
130346 ПЕРЕГЛЯДІВ

Самые промышленных загрязнителей в кризисные времена будет поддерживать ... Министерство природы. Украина идет на нарушение договоренностей с ЕС? Кабинет министров готовится отложить на три года введение более жестких нормативов выбросов для промышленных предприятий.

Соответствующий проект приказа уже подготовлен Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов, отмечает  Главком.

Документ должно одобрить правительство. Необходимость отсрочки с 2021 на 2024 год министерство объясняет неблагоприятной «ковидной» ситуацией в стране и падением производства. Это якобы не позволяет промышленности вовремя модернизировать производственные мощности для соответствия европейским нормативам в определенные ранее сроки. От пролонгации старых правил выиграют владельцы крупнейших металлургических и добывающей отраслей. Со своей стороны чиновники уверяют, что государство также будет иметь выгоду: таким образом оно избежит возможной остановки предприятий, которые не готовы работать в новых условиях без нарушений.

Зато жителям промышленных городов с плохой экологией, которые надеялись на улучшение ситуации с 2021 года, придется подождать еще.

«Главком» разбирался, обоснована ли пролонгация нынешних экологических норм промышленных выбросов и как это коррелируется с обязательством Украины перед ЕС.

План Минприроды

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов предлагает отсрочить на три года введение более экологичных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промышленных предприятий. Жить по новым правилам промышленность должна была начать с 1 января 2021 года, теперь время «Х» предлагается перенести на 1 января 2024 года. Такие планы изложены в проекте приказа «О внесении изменений в некоторые технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ», подписанного министром защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Романом Абрамовским. На днях стало известно, что он подал в отставку.

Міністр захисту довкілля та природних ресурсів України Роман Абрамовський дбав не про екологію, а про... стабільність промислового виробництва. Тепер він йде з посади (фото: Facebook Романа Абрамовського)

Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский заботился не об экологии, а о ... стабильность промышленного производства. Теперь он якобы уходит с поста (фото: Facebook Романа Абрамовского)

Главной причиной такого шага министерство называет «короновирусный кризис» и невозможность для большого количества предприятий различных секторов экономики осуществлять хозяйственную деятельность. Мол, бизнес и так потерял доходы и оказался в беде. Соответственно, он не имеет свободных средств на модернизацию производства. Именно об этом говорится в пояснительной записке к проекту приказа.

«Промышленное производство в Украине продолжает падение уже на протяжении трех кварталов подряд. В общем, за девять месяцев текущего года оно сократилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно это повлияло на предприятия горнодобывающей и металлургической отраслей. Так, за первые три квартала 2020 года производство кокса снизилось почти на 7%, а стали - на 6,5%», - обосновывают чиновники от экологии свое предложение. Они прогнозируют, что снижение промышленного производства продолжится и дальше, поскольку полное восстановление мировой экономики после карантинных мероприятий может затянуться до конца 2022 года.

Выгодоприобретатели

От продления действия старых экологических норм выигрывают прежде всего крупные добывающие и металлургические предприятия. Они и не скрывают своей заинтересованности в этом.

Стоит отметить, что промышленные гиганты имели около 10 лет на модернизацию производства, но не усовершенствовали его за это время, чтобы соответствовать новым стандартам.

Ныне действующие технологические нормативы допустимых выбросов в атмосферу были утверждены приказами Министерства экологии и природных ресурсов Украины №671 и №509 от 2009 и 2012 годов. В частности, приказ №509 определяет действие нынешних нормативов до 31 декабря 2020 года.

Ранее государство было менее уступчивым перед владельцами предприятий, настаивает бывший министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак. «Во времена моей работы в министерстве экологии ко мне обращались разные сектора, не только металлурги. Производители стекла, производители масла, у которых есть свои технологические нормативы ... Я никому за 3,5 года своей работы не продлил эти нормативы. Люди понимали, что надо инвестировать», - вспоминает экс-чиновник.

Сейчас ситуация изменилась и государство не противится давлению бизнеса.

Только в течение 2020 года Европейская бизнес ассоциация, в которую входят «Арселор Миттал Кривой Рог», «Интерпайп», «Метинвест», несколько раз поднимала вопрос пролонгации старых правил на встречах с чиновниками, и в конце-концов получила одобрение в октябре во время встречи с главой правительства. «Реакция премьер-министра заключалась в том, что он против, если делается для какой-то конкретной компании. Но если вопрос касается отрасли, то он ответил, что готов его рассмотреть», - рассказал в комментарии «Главкому» директор по связям с государственными органами власти «АрселорМиттал Кривой Рог» Олег Крикавский.

«Решение правительства позволит сохранить уровень производства и рабочие места в металлургической отрасли Украины, которая пострадала от мирового кризиса, усиленного Covid-19», - комментируют «Главкому» в компании «Метинвест». Там приводят свои данные: за 10 месяцев 2020 года производство стали в Украине снизилось на 5,5%.

При таких обстоятельствах, в условиях глубокого экономического кризиса, особых альтернатив у власти не осталось: огромные расходы на борьбу с пандемией, рост безработицы или экология?

Между тем, представители природоохранного сектора настаивают: вся проблема в нежелании частных владельцев модернизировать предприятия, заменять советское оборудование. Государство также могло бы этому способствовать, но не делало этого.

«С 2015 года и до сих пор каждый год мы вместе с профсоюзами и Минфином предлагали внести в Госбюджет расходы на модернизацию предприятий. К сожалению, к нам парламент не прислушивается», - сетует в комментарии «Главкому» председатель подкомитета по вопросам угольной промышленности Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Михаил Бондарь.

Другой яркий пример - шахты государственной компании «Добропольеуголь». Сейчас их арендует ДТЭК, принадлежащая Ринату Ахметову. Но арендатор теперь хочет вернуть предприятия обратно государству. Крупнейшая частная энергетическая компания, вероятно, считает нецелесообразным эксплуатировать государственные объекты в новых обстоятельствах и правилах. «Мало того, они хотят за средства, которыми должны оплатить аренду, отдать их оборудованием, которое закупили на это предприятие», - говорит Бондарь.

А представители крупных предприятий отрицают, что не инвестируют в модернизацию. «До конца 2020 года «Метинвест» завершит крупнейший в истории Украины экологический проект - реконструкцию аглофабрики ММК имени Ильича. Этот масштабный проект длился семь лет, на его реализацию направлено более $150 млн», - отметили в компании. «Несмотря на убытки (за12 месяцев 2019 года убыток украинских металлургов составлял 28,4 млрд грн, а за первое полугодие 2020 года - 11,3 млрд грн), «Метинвест» продолжает инвестировать в экологические проекты. Так, за последние три года в капитальные проекты компания инвестировала 7,9 млрд грн. Кроме того, только за 9 месяцев 2020 года капитальные затраты предприятий Группы «Метинвест» на экологические проекты составляют 3,9 млрд грн», добавили в компании Рината Ахметова.

Промышленники сетуют и на отсутствие рук, которые могли бы освоить экологические инвестиции. Коронавирус - действительно проблема, ведь большое количество оборудования и специалистов, которые способны освоить инвестиции, из-за границы, а из-за пандемии торговые связи затормозились.

«Большая трагедия заключается в том, что мы достигли определенного порога физической способности осваивать инвестиции. У нас уже есть недостаток технических специалистов, есть нехватка инженеров, выезжающих за границу, реальный недостаток рабочей силы", - говорит директор по связям с государственными органами власти «АрселорМиттал Кривой Рог» Олег Крикавский.

Международные обязательства: нарушим или нет?

И в Соглашении об ассоциации с ЕС, и в Договоре об учреждении Энергетического сообщества с Евросоюзом Украина взяла на себя обязательства внедрять эконормы в промышленности.

Что должна делать Украина:

  • п.2 статьи 293 Соглашения об ассоциации призывает стороны соглашения к «использованию сбалансированных источников возобновляемой энергии и энергосберегающих продуктов»,
  • статья 338 предусматривает уделение особого значения «энергосберегающим и экологически безопасным технологиям, в частности улавливанию и хранению углерода, эффективные и «чистые» технологии в угольной отрасли»,
  • ст. 360 предусматривает, что усиление природоохранной деятельности будет иметь положительные последствия для граждан и предприятий в Украине и ЕС, в частности, из-за повышения уровня производства благодаря современным технологиям.

Подписав Соглашение об ассоциации, Украина согласилась играть по европейским правилам. А документ, который четко определяет обязательства, называется Директивой о промышленном загрязнении от 2010 года. Он предусматривает введение интегрированного разрешения для крупных предприятий, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей среды. Проще говоря, вводит ограничения для предприятий на вредные выбросы в атмосферу. Речь идет прежде всего об энергетике, производстве и обработке металлов, переработке минерального сырья, химпроме.

Отдельные положения этой Директивы должны быть внедрены в Украине в течение пяти лет с момента вступления Соглашения об Ассоциации. То есть дедлайн уже прошел. Что интересно, план имплементации Директивы 2010/75/ЕС был утвержден Распоряжением Кабмина еще в апреле 2015 года. В следующем году тогдашнее правительство подготовило законопроект по имплементации Директивы и направило его в Верховную Раду.

Но тогда документ «застрял» в парламенте, а позже со сменой власти Украина откатилась к позициям 2016 года. «Пришло правительство Гончарука и все отменило. Сейчас они пишут свой закон. На самом деле, это наш, просто его перевносят. Начали все с нуля», - сетует в комментарии «Главкому» бывший министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак.

Действительно, в конце сентября 2020 года уже нынешнее правительство утвердило проект закона о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения, который касается именно введения интегрированного разрешения. Но и этот проект закона, как и предыдущий, застрял в парламентском комитете. Промышленные лоббисты доказывают свою эффективность.

В директивах о промышленном загрязнении не предусмотрены какие-то конкретные штрафы за невыполнение норм. Зато в Европе прибегают к политике побуждения к изменениям. Страны ЕС декларируют соблюдение концепции European Green Deal (концепции «зеленого» перехода). Она заключается в зависимости уровня налогообложения товаров от экологичности его производства.

«Если электроэнергия производится в Украине от сжигания угля, то они (европейцы) ее не будут покупать (из-за неэкологичности).Так же и другие товары: если они будут иметь большой карбоновый след, европейцы за это будут налагать свое европейское налогообложение. Такой металл, обложенный большими налогами, станет неконкурентным», - объясняет логику эксперт по климатической и энергетической политике Украинской климатической сети Олег Савицкий.

Иными словами, продолжение нынешней политики все равно грозит предприятиям закрытием, а тысячам их работникам безработицей. Если не сейчас, то через несколько лет.

Экологи бьют тревогу

В пяти промышленных городах Украины уровень загрязнения окружающей среды в несколько раз превышает международные рекомендуемые нормы. Речь идет о Кривом Роге, Днепре, Запорожье, Мариуполе и Харькове. Наиболее опасные загрязнители - тяжелые металлы, концентрация которых иногда представляет угрозу для здоровья людей, - кадмий и мышьяк (мышьяк). Об этом шла речь в исследовании, в 2018 году провели общественная организация «Центр экологических инициатив «Екодія» (Украина), «Арника» (Чехия) и эксперты Химико-технологического института в Праге (VSCHT) при финансовой поддержке программы Transition Министерства иностранных дел Чехии. Сейчас, говорят эксперты, ситуация не изменилась. «Пострадают те же люди, которые страдают десятки лет», - Савицкий.

Что дальше

По мнению экологов, простая отсрочка введения новых технологических норм не решит проблемы. Олег Савицкий убежден, что Украина приближается к тому моменту, когда предприятия будут закрываться из-за своей изношенности и невозможности конкурировать на международных рынках. Особенно учитывая то, что будет вводиться углеродное регулирование, ограничения на ввоз продукции с высоким углеродным следом.

У жовтні 2020 року на «АрселорМіттал Кривий Ріг» дали старт проєкту побудови нової фабрики огрудкування. Інвестиції у будівництва нової фабрики перевищать $250 млн

В октябре 2020 года на «АрселорМиттал Кривой Рог» дали старт проекту построения новой фабрики окомкования. Инвестиции в строительство новой фабрики превысят $250 млн

Предприятия, между тем, заявляют, что за три года экологического «локдауна», если на него пойдет правительство, смогут лучше подготовиться. «У нас три года пойдет на строительство фабрики окомкования, которая заменит старую фабрику агломерации и несколько коксовых батарей. Это все вместе заменит устаревшее оборудование, которое дает до 85% выбросов в атмосферу», - рассказал Олег Крикавский из «АрселорМиттал Кривой Рог». Он признает, что при введении новых технологических норм выбросов уже с 1 января 2021 года треть мощностей «АрселорМиттал Кривой Рог» придется остановить.  

Михаил Глуховский,  опубликовано в издании  Главком

Теги: АрселорМиттал Кривой Рог,Министерство природы,Минприроды,промышленность,ДТЭК

COPYRIGHT POLITICA.COM.UA

Мої відео