Перевод стрелок: как «смотрящие» «Укрзализныци» пытаются избежать уголовного преследования НАБУ

Перевод стрелок: как «смотрящие» «Укрзализныци» пытаются избежать уголовного преследования НАБУ
128076 ПЕРЕГЛЯДІВ

Коррупция в крупнейшем государственном предприятии давно стала притчей во языцех. О том, как «теневики» буквально разрывают «Укрзализныцю» и почему правоохранительные органы не в состоянии посадить преступников за решетку, читайте в материале.

В последнее время истории о коррупционных схемах в «Укрзализныце» (УЗ) не сходят с лент новостей. Когда на прошлой неделе Служба безопасности Украины устроила «маски-шоу» в УЗ, попытки некоторых топ-менеджеров компании припрятать «черный нал» в холодильнике (на секундочку – 1,2 миллиона гривен), поразили даже бывалых следователей. Коррупционная схема на контейнерных перевозках была построена следующим образом: должностные лица создали искусственные барьеры для своей работы, чтобы привлечь подрядчиков из «своих». После чего выбрали подконтрольную фирму-«прокладку», которая монополизировала этот сегмент рынка.

Скриншот: сайт pravda.com.ua

Еще одна свежая схема: руководство Львовского локомотиворемонтного завода, который входит в структуру «Укрзализныци», распилило почти 900 тонн металлолома. Для этого они «подрисовывали» юридическую и финансовую отчетность. Цена вопроса составляла более 40 миллионов гривен. В результате СБУ провела успешную операцию, задержав сотрудников УЗ, разворовывавших государственное имущество.

Скриншот: сайт fakty.com.ua

Впрочем, приходится констатировать, что подобные случаи – лишь мелкие фрагменты всепоглощающей коррупции, которая опоясала всю УЗ. Дело в том, что там уже давно функционирует неформальный институт «смотрящих», который системно и успешно «доит» компанию, оказавшуюся вместо многомиллиардных прибылей на нуле, практически полностью остановив свое развитие.

В СМИ неоднократно вспоминали о таких персонажах как Станислав Лесников, Сергей Шут и Владислав Лебедь. Они фигурировали в уголовном деле СБУ, открытом в 2016 году. Уголовное производство касалось влияния данных персонажей на руководство «Укрзализныци» для предоставления «скидок» на тарифы грузовых перевозок для «Второй грузовой компании в Украине», которая занимается российским транзитом. «Украинская правда» писала о том, что Лебедь, Шут и Лесников систематически составляли заведомо ложные документы, вносили в них заведомо ложные сведения, а также имеют коррупционные связи с руководителями и владельцами ООО «Лемтранс транзит», которую связывают с олигархом Ринатом Ахметовым. Также «святая троица» давала указания и.о. председателя правления «Укрзализныци» Александру Завгороднему и членам правления железной дороги относительно занижения тарифной ставки в пользу «Второй грузовой компании». Впрочем, данное расследование так и не попало в суд…

Скриншот: сайт stopcor.org

И это не единственное уголовное дело, которое касается «смотрящих» УЗ, с которым возникают проблемы. В частности, ими давно и плотно занимается НАБУ. В декабре 2018 года бюро открыло дело против одного из наиболее одиозных персонажей, «крышующих» схемы в УЗ – Станислава Лесникова. Интересно, что о Лесникове известно немало – о нем как о схемщике также рассказывали даже официальные лица. Но при этом он до сих пор не за решеткой. В частности, в одном из интервью тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян рассказывал о том, что Лесниковым «сформирована целая вертикаль из заместителей начальников региональных железных дорог, а в центральном аппарате – заместитель по реформированию, по борьбе с коррупцией».

И вот НАБУ открыло уголовное производство против Лесникова, бывшего и.о. члена правления «Укрзализныци», главы регионального филиала «Юго-Западной железной дороги» Романа Веприцкого, а также скандального бизнесмена Владимира Манукяна из Енакиево и владельца ООО «Витес» Сергея Кравца. Речь идет об уголовном деле по части 5, статьи 191 Уголовного кодекса – о создании организованной группы и хищениях в особо крупных размерах во время закупки УЗ специализированной пассажирской информационной системы покупки билетов.

Дело в том, что несмотря на то, что с 2002 года в УЗ действует сайт booking.uz.gov.ua по продажам железнодорожным билетов, «дельцы» организовали оплату для ООО «Витес» на сумму 21 миллион гривен для создания еще одного сайта. Специально «под» один маршрут – из Киева в Бориспольский аэропорт и обратно. При этом данная фирма должна была получать огромные доходы за счет услуг по эквайрингу – технологическому и информационному обслуживанию расчетов по продаже билетов. Сергей Кравец вместе с Лесниковым, Манукяном и Веприцким сумели продвинуть этот проект.

Как рассказали нашему изданию источники в общественном совете НАБУ, по данному делу детективы сумели «нарыть» огромный массив информации и доказательств. В том числе были зафиксированы разговоры Лесникова с другими персонажами, участвовавшими в этой афере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ↓↓↓

Но прошло уже почти два года, а НАБУ до сих пор не продвинулось дальше вручения подозрений некоторым служебным лицам филиала УЗ, а также собственнику и директору фирмы, которая занималась поставкой программного обеспечения и оборудования. На этом все! Ни Лесникова, ни Макуняна так и не смогли довести до суда. В результате, коррупционные схемы в УЗ работают, как и раньше.

Справедливости ради стоит сказать, что выше указанные персонажи активно давят на детективов, пытаясь максимально затормозить расследование и судебный процесс против их подопечных в УЗ. В частности, адвокаты горе-бизнесмена Кравца недавно пытались – правда, безуспешно – добиться отвода следователей НАБУ в суде.  Кроме того, как стало известно нашему изданию от информированных источников, «смотрящие» пытаются добиться окончательной блокировки дела через общественный совет НАБУ. Благо, там есть персонажи, которые всегда готовы помочь…

А пока главные организаторы схемы (а вернее – схем) не только гуляют на свободе, но и спокойно продолжают «доить» УЗ, приходится констатировать полную беспомощность государства в борьбе с системой «смотрящих». Не могут никак решить эту проблему и в СБУ, чья деятельность сейчас свелась к тому, чтобы гасить локальные «пожары» и особо бесстыдные схемы, а не бороться с главными организаторами миллиардных схем в УЗ. НАБУ тоже пока вцепилось только в исполнителей.

Интересно, привлекут ли доблестные антикоррупционеры к ответственности основных игроков на шахматной доске, или же отдуваться за содеянное опять придется только «пешкам»? Это станет ясно уже достаточно скоро. Хотя, учитывая «специфическую» коммуникацию наших фигурантов среди монобольшинства под куполом парламента и на Банковой, перспектива торжества справедливости правосудия вызывает большое сомнение.

lenta.ua

Теги: УЗ,Укрзализныця,коррупция Укрзализныця,Станислав Лесников,Сергей Шут,Владислав Лебедь,НАБУ,ООО «Лемтранс транзит»,коррупционные схемы в УЗ
Автор: admin.politica.com.ua

COPYRIGHT POLITICA.COM.UA

Мої відео