Зачем “Борисполю” еще больше денег

Работу двух из трех основных терминалов международного аэропорта “Борисполь” после “Евро-2012” законсервировали. Зато новый менеджмент аэропорта хочет денег еще на один новый терминал. Государственное предприятие Международный аэропорт (ГП МА)...

Работу двух из трех основных терминалов международного аэропорта “Борисполь” после “Евро-2012” законсервировали. Зато новый менеджмент аэропорта хочет денег еще на один новый терминал.

Государственное предприятие Международный аэропорт (ГП МА) “Борисполь”, являющееся крупнейшим аэропортом Украины, намерено до 2020 года построить новый грузовой терминал. Сейчас новый менеджмент аэропорта ищет денег на этот проект. Об этом заявил недавно назначенный генеральный директор предприятия Павел Рябикин.

“Мы ожидаем, что в 2030 году количество перевезенных аэропортом “Борисполь” пассажиров составит 40 миллионов человек. Исходя из этих цифр, мы сейчас пытаемся составить свой инвестиционный план и расставить свои приоритеты”, – говорит Рябкин и замечает, что такие темпы роста требуют инвестиций только в существующие объекты на территории аэропорта в размере 6 миллиардов гривен в ближайшие пять лет. Кроме этого, на возведение нового терминала потребуются еще дополнительные инвестиции, отмечает гендиректор предприятия.

Привычная практика

Однако зачем аэропорту новые капиталовложения в новые мощности, если сейчас часть существующей инфраструктуры простаивает? Что делать с существующими терминалами, которые после “Евро-2012” законсервировали до лучших времен? Сейчас в аэропорту “Борисполь” из пяти существующих не работает два терминала: терминал В, который до 2012 года был основным терминалом аэропорта, терминал F, который был открыт в 2010 году как пассажирский, но с самого начала проектировался как грузовой.

При этом в начале сметная стоимость возведения терминала F составляла более 335 миллионов гривен, однако в финале, по информации украинских СМИ, проект обошелся в 4,8 миллиарда гривен. “Было бы интересно увидеть расследование по грандиозному строительству аэропорта “Борисполь”, куда в 2011-2012 годах вбухали миллиарды, а теперь старые терминалы и один новый стоят законсервированные. Зато кто-то, видимо, заработал себе на частный самолет”, – написала недавно на своей странице в Facebook вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.

Официальной информации от правоохранительных органов о том, были ли открыты какие-то уголовные производства относительно реконструкции аэропорта “Борисполь” к Евро-2012”, нет. Зато бывший заместитель министра инфраструктуры Украины, эксперт транспортной отрасли Александр Кава указывает на то, что такая бесхозяйственность является обычной практикой в “Борисполе”. “Очень часто меняется руководство аэропорта и нет единой стратегии его развития. Каждый новый приходит, проводит свою политику. Каждому нравится строить новые терминалы, а не использовать то, что есть. Это желание тесно связано с ментальностью украинцев и с коррупцией”, – предполагает Александр Кава.
По его словам, сейчас в аэропорту “Борисполь” избыток пропускной способности, поскольку предприятие имеет мощность обслуживать более 30 миллионов пассажиров в год, однако в 2016 году пассажиропоток в аэропорту был лишь 8 миллионов 620 тысяч человек. До конца 2017 года новое руководство ГП МА “Борисполь” надеется повысить показатели пассажиропотока до … 10 миллионов.

Реанимация под лоукостеров

Павел Рябикин признает, что проблемы с существующей инфраструктурой есть, и новый менеджмент пытается их решить. По его словам, законсервированные терминалы частичного используются под сезонные программы, как вот осенью каждого года во время паломничества хасидов в Украину или как павильоны для крупных международных конференций или выставок. Зато в планах правительства сделать терминал F базовым терминалом для лоукостеров. “Мы сейчас четко сформулируем стратегию по аэропорту “Борисполь”. Он может быть идеальным местом расположения лоукост-компаний и чартерной авиации”, – сказал DW министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Сейчас аэропорт ведет переговоры с одним из крупнейших лоукостером Европы – компанией Ryanair – о базировании этой компании именно в “Борисполе”. “Мы можем расконсервировать этот терминал, если через него будет осуществляться тридцать рейсов в день. И это может произойти значительно раньше, чем все ожидают”, – сказал Павел Рябикин. Вместе с тем он отмечает, что расконсервировать терминал F с пропускной способностью 10 миллионов пассажиров в год только под одного лоукостера нет смысла.

Замкнутый круг

Вместе с тем эксперты отмечают, что массового прихода лоукостеров в Борисполь ждать не стоит. По словам эксперта транспортного направления Офиса эффективного регулирования BRDO Сергея Хижняка, украинский рынок пока не интересен лоукостерам. “Европейцы летают в 7-8 раз больше, чем украинцы. Тут простая экономика – доходы в Украине слишком низкие. Если украинцы будут зарабатывать и летать хотя бы как поляки, то тогда лоукостерам будет интересен украинский рынок”, – отмечает Сергей Хижняк.

Существенным толчком для прихода лоукостеров будет отмена визового режима между ЕС и Украиной, считает региональный менеджер международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Алекс Онацкий. “Авиаперевозчики также анализируют, сколько пассажиров они могут перевезти не только из Украины, но и в Украину. Объем трафика важен. Нужно чтобы работала украинская экономика”, – отметил в разговоре с DW Онацкий.

Автор материала: Лилия Гришко

По материалам: Finance.ua

Материалы по теме: