Все о ремонте дорог: 2,7 триллиона гривен и надежда на инвесторов

Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ), неправительственной организации, которая исследует глобальные процессы, признали  украинские дороги одними из самых худших в мире.  В последнем «дорожном» рейтинге  ВЭФ Украину поместили на 130...

Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ), неправительственной организации, которая исследует глобальные процессы, признали  украинские дороги одними из самых худших в мире.  В последнем «дорожном» рейтинге  ВЭФ Украину поместили на 130 позицию из 138.

В Министерстве инфраструктуры конституируют, что около 95% украинских дорог находятся в ужасном состоянии.

Хоть темп обновления дорожной сети и ускорился за последние годы (в период 2016 – 2017 гг. отремонтировано более 4 тыс. км дорог), но этого недостаточно, чтобы привести трассы в пригодный вид в течение 10-20 лет, говорят эксперты.

К примеру, в 2017 году сорван план по капитальному ремонту, так как из выделенных 35 млрд гривен, в ход пошли только 20 млрд гривен. В текущем году уже освоено около 20 млрд гривен, а на конец июля свыше 750 км дорог отремонтированы. Сегодня  работы сосредоточены на ключевых межобластных и международных магистралях, включая проект Gо Нighway.

Для улучшения ситуации в отрасли с начала года заработал Дорожный фонд, который наполняется через поступления от акциза на топливо и ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства. Благодаря ему автодорожная отрасль получает гарантированное государством финансирование. В 2018 году 60% средств фонда пойдут на ремонт дорог государственно значения (47 тыс. км), которыми опекается «Укравтодора», а 35% – на местные дороги (123 тыс. км), за которые в связи с децентрализацией отвечают теперь региональные власти.  Еще 5% из фонда пойдут на финансирование мер безопасности на дорогах.

«В этом году – это почти 33 млрд гривен (имеется в виду Дорожный фонд, – Авт.) плюс отдельное дополнительное финансирование ряда ключевых магистралей, более 14 млрд гривен», –  заявлял министр инфраструктуры Владимир Омелян, говоря финансировании на 2018 год.

Кроме того, властями была принята Государственная целевая программа развития дорог на 2018 – 2022 годы, декларирующая маршрутный принцип обновления трасс и отказ от текущего ремонта. Согласно документу, главными «спонсорами» дорожных проектов должны стать инверторы. Предполагается, что в течение 5 лет они в рамках концессии должны профинансировать отрасль на 113,8 млрд гривен, что, согласитесь, очень смелые ожидания.

Также правительством принята стратегия Drive Ukraine 2030, которая предполагает появление «10 автобанов и сети современных автодорог по всей стран».

Впрочем, эти документы лишь концептуально обозначают фронт работ, а как будет на самом деле –   покажет время.

Сегодня, тема дорог стала частью предвыборного процесса. Глава правительства  Владимир Гройсман, регулярно проводя «дорожные» командировки в регионах. В частности, он пообещал, что ключевые межобластные трассы будут восстановлены в течение 3-5 лет, а недобросовестным подрядчикам пригрозил усилением ответственности за некачественную работу.

Однако, если говорить о всем дорожном покрытии, то при нынешнем финансировании и темпе ремонта  (около 2 тыс. км дорог в год), дорожная сеть страны восстановится через  100 лет. Помимо прочего, в реконструкции нуждаются  9 тыс. аварийных мостов из 17 тыс. существующих.

«Чтобы отремонтировать сеть дорог общего значения (170 тыс. км) на высоком уровне, потребуется около 2,7 триллиона гривен и около 20 лет. Это возможно в рамках нашего ВВП, если политика будет направлена не только на освоение денег в сфере строительства дорог, но и на строительство соответствующей инфраструктуры. В частности, строительной техники и современных заводов. Если говорить об операционных ресурсах, то государству нужно было выделить около 500 миллиардов гривен. Сейчас большая часть денежных средств уходит за рубеж к производителям компонентов для ремонта дорог и техники. На данный момент у нас бесхозяйственное отношение руководства страны к ремонту дорог. Удачно имитируются проекты, после чего отремонтированные дороги спустя год имеют дефекты. Например, в Кировоградской области дефекты, которые должны были возникнуть на 5-6 году эксплуатации, образовались спустя 12 месяцев. Кроме того, многие дороги не доделаны, нет водоотвода. Кроме этого, существует большая коррупционная нагрузка. Большая  часть подрядчиков нанимает разнорабочих без соответствующей квалификации и платит им «черный нал». Также часто завозят для работы иностранцев и таким образом просто выводятся деньги за рубеж», – комментирует директор консалтинговой компании William Invest Expert Виктор Медведь.

Отметим, что качество дорог влияет на статистику ДТП. По информации полиции, в течение января-июня в авариях погибло 1 237 человек и около 11 тыс.  пострадали.

Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отмечает, что «если сложить все те средства, которые были вложены в дороги с 1991 года, то в Украине должны быть автобаны уровня хотя бы Польши или Венгрии».

Также эксперт указал на неспособность правоохранительной системы реагировать на факты злоупотреблений и коррупции при содержании и ремонте дорог.

golos.ua

Материалы по теме: