Турецкий рынок: лист разогрел спрос

Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу...

Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.

Darkest Hour для арматуры

Основным направлением производства у турецких прокатчиков традиционно является длинномер, и делают они его гораздо больше, чем необходимо для внутреннего потребления. По итогам января-июля текущего года выпуск длинномерного проката в Турции составил 15 млн т, а потребление – только 10 млн т. Остальной объем идет на экспорт, но возможности для внешних продаж существенно ухудшились нынешней весной после введения 25%-ных пошлин на импорт стали в США.

Для турецких производителей ситуация усугубилась из-за политического конфликта между Анкарой и Вашингтоном, в результате которого пошлины для них были повышены до 50% указом Дональда Трампа. И результат не заставил себя долго ждать. Еще в январе-апреле, по данным American Iron&Steel Institute, Турция была вторым по величине поставщиком металлопроката в США, уступая только Южной Корее.

А уже в июне арматура, на экспорт которой в основном и налегали турецкие прокатчики, оказалась в лидерах по темпам падения импорта на американском рынке: на 71% в годовом сравнении, до 43,5 тыс. т. Если рассматривать непосредственно поставки длинномера из Турции в США, то больше всех “пострадал” трубный профиль: за январь-июнь падение объемов составило 55,55%, до 60 тыс. т.

Попытка нарастить поставки в ЕС может дать лишь краткосрочный эффект – поскольку механизм антидемпинговых расследований у Еврокомиссии сейчас работает на полную мощность. Также стоит отметить принятое в конце мая решение Совета сотрудничества стран Персидского залива о повышении импортных пошлин на сортовой прокат с 5 до 10% с середины июня сроком на 1 год с возможностью дальнейшего продления. И хотя 10% – не 25%, не говоря уже про 50%, это как минимум не стимулирует продажи в данном направлении.

Поэтому снижение выпуска длинномера в Турции на 2,4% за январь-июль выглядит вполне логично. К тому же и внутреннее потребление за этот период сократилось на 3%. Более того, зафиксированное сокращение представляется недостаточно адекватной реакцией. А значит, до конца года стоит ожидать дальнейшего уменьшения производства в данном сегменте.

Плоскость для взлета

Ситуация с плоским прокатом прямо противоположная. Его выпуск за январь-июль вырос на 24%, до 9 млн т, а потребление – на 11,6%, до 11 млн т, по данным Турецкой ассоциации производителей чугуна и стали TCUD. Таким образом, не менее 20% запроса внутреннего рынка пришлось закрыть за счет импорта. Это хороший знак, в частности, для Мариупольского комбината им. Ильича и “Запорожстали”, крупных украинских производителей листового проката.

Дополнительным плюсом следует считать июльское решение Магнитогорского металлургического комбината отложитьвозобновление работы своего турецкого завода MMK Metalurji в Искандеруне – как минимум до ноября. Ведь MMK Metalurji специализируется на плоской продукции и при полной загрузке мощностей способен выбрасывать на рынок 2,3 млн т. в год.

Таким образом, существуют предпосылки для увеличения экспорта украинского стального листа в Турцию. Но не факт, что они будут реализованы в полной мере. “Слабым звеном” является логистика. Действия Российской Федерации, направленные на срыв украинских грузоперевозок в Азовском море, бьют по возможностям ММКИ отправлять клиентам свою продукцию.

Это строительство Керченского моста, ограничившего габариты заходящих и выходящих судов, а также безосновательные задержания следующих из Украины судов для досмотра. Так, по состоянию на 17 июля в Азовском море российскими пограничниками были задержаны 148 судов, следовавших из/в украинские порты, по данным Администрации морских портов Украины.

Как результат, за январь-июль поток грузов в Мариупольском морском торговом порту снизился на 11,5%, до 3,491 млн т. В т.ч. перевалка металлопроката упала на 7,4%, до 650 тыс. т, а чугуна – на 50,5%, до 321 тыс. т. Возможности ММКИ и комбината “Азовсталь” перенаправить свою продукцию на экспорт через черноморские порты сдерживаются неэффективностью операционной деятельности ПАО “Укрзализныця”.

В этой госкомпании статус хронической болезни приобрели такие проблемы, как нехватка грузовых полувагонов и локомотивов, а также недостаточная пропускная способность участка Камыш-Заря – Волноваха, через который идет грузопоток на Мариуполь. Поэтому в данном случае немного проще комбинату “Запорожсталь”, который для вывоза продукции старается по максимуму задействовать речные перевозки.

Директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк в комментарии МинПрому выразил мнение, что возможности нарастить экспорт проката в Турцию у украинских производителей отсутствуют. По его словам, это связано с американскими пошлинами, вынуждающими турецких прокатчиков больше продукции направлять на внутренний рынок. “Поэтому хорошо, если им удастся хотя бы сохранить те объемы, что есть”, – подчеркнул эксперт.

Игорь Воронцов 

МинПром

Материалы по теме: