Сколько украинцы переплачивают за тарифы

Громкие споры вокруг тарифов не умолкают уже больше года. Политикам и экспертам удается удивительным образом придерживаться диаметрально противоположных точек зрения по поводу того, сколько должен стоить газ и тепло...

Громкие споры вокруг тарифов не умолкают уже больше года. Политикам и экспертам удается удивительным образом придерживаться диаметрально противоположных точек зрения по поводу того, сколько должен стоить газ и тепло для украинцев. И пока одни требуют снизить тарифы, по меньшей мере, вдвое, другие утверждают, что работают себе в убыток. А что же происходит на самом деле и являются ли установленные тарифы экономически обоснованными?

Свет в конце тоннеля

Покой нам только снится, и в апреле украинцы заплатили по новым тарифам за электроэнергию, которая с 1 марта подорожала в пятый раз. Теперь за электроэнергию до 100 киловатт-часов в месяц мы отдаем 90 коп. за киловатт-час вместо прежних 71,4 коп. При использовании от 100 до 600 кВт*ч тариф вырос с 1,29 до 1,68 грн.

Никаких расчетов, подтверждающих то, что именно такие тарифы и являются экономически обоснованными, в открытом доступе нет. Чиновники ссылаются на сложность этих расчетов для понимания обыденными гражданами, поэтому в то, что эти суммы справедливы и экономически обоснованы, украинцам приходится верить на слово.

Впрочем, вполне возможно, что тут мы имеем дело с окном Овертона, и поверив и смирившись с одним, украинцы уже легче верят и смиряются с другим. Поэтому не исключено, что после пяти твердо обещанных и заранее расписанных подорожаний нас ждет еще одно. Разумеется, «по объективным причинам».

Дело в том, что в середине марта в правительстве заявили, что будут покупать уголь в Австралии и США, пугая страну ЧП в энергетике. Путь до этих стран неблизкий, поэтому такой вариант снабжения Украины углем не только долог, но и дорог.

По мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентина Землянского, поставки угля из-за океана скажутся на украинской экономике не самым лучшим образом.

Во-первых, существенно снизятся доходы энергетических компаний и, соответственно, объемы налогов.

Во-вторых, возникнет дополнительная нагрузка на валютный рынок, поскольку уголь придется оплачивать долларами, которые еще нужно купить.

И, самое главное, стоимость угля взлетит почти вдвое – с 1700 до 3000 грн. за тонну. Это приведет к росту тарифов на электроэнергию, прежде всего, для промышленных предприятий.

Газовая сотня

Что касается драконовских тарифов на газ, то как метко отметил Валентин Землянский в одном из своих интервью, «решение правительства поднять тарифы на газ имеет такое же отношение к созданию европейской модели рынка, как грабеж в подворотне к справедливому перераспределению материальных благ в обществе».

Между тем нынешние 6957,9 грн. за тысячу кубов (с 1 апреля тариф таки поднялся на 79 грн/тыс кубов) – это тоже еще не конец, и я 1 октября нас вполне может ожидать новый сюрприз.

Дело в том, что согласно постановлению Кабмина, в случае, если цена на импортный газ отклонилась за последние полгода более чем на 10%, то в рамках соглашения с МВФ (по которому мы обязуемся ликвидировать дефицит «Нефтегаза» к концу 2017 года) страну ждет пересмотр тарифов. 1 апреля обошлись, что называется, малой кровью, следующее время «Ч» – 1 октября.

Тем временем Валентин Землянский подсчитал: уже сейчас с украинцев «снимают» по 100 долларов на каждой тысяче кубов газа. Удался этот хитрый ход благодаря тому, что газ украинской добычи приравняли к импортному паритету.

«Основная проблема тарифообразования на газ в нашей стране кроется в принятии европейской модели свободного рынка, при которой цена на газ для населения формируется на основе цен на европейских хабах. Более того: цена на газ украинской добычи также формируется на базе тех же европейских газовых бирж. При этом совершенно не учитывается, что затраты на добычу и платежеспособный спрос в Украине и Европе абсолютно несопоставимы», – поясняет Землянский.

По мнению эксперта, в формула ценообразования на газ для населения вместо европейской цены надо использовать микс цен на украинский и импортный газ – это будет справедливо.

Исходя из расчетов Землянского, по итогам 2016-го на потребности населения было израсходовано 17,6 млрд кубов газа. Поскольку госкомпания «Укргаздобыча» добыла 14,6 млрд кубов, не хватило 3 млрд. кубов газа.

Далее эксперт вспомнил интервью главы правления НАКа годичной давности, в котором тот жаловался: мол, цена в $25-30 за тыс. куб занижена и не позволяет добывающим компаниям развиваться. А вот при цене $50-80 уже можно было бы говорить о разработке новых месторождений и эффективной интенсификации старых.

Для своих расчетов эксперт берет для газа украинской добычи цену в $80 (как максимально желаемую), а для импортного – $220 (средневзвешенная цена на импортный газ с учетом транспортировки до украинской границы).

Итого получаем, что цена на газ должна быть:

(14,6 х 80 + 3 х 220)/17,6 = 104 доллара = 2,8 тыс. грн.

Добавляем сюда маржу НАК, предусмотренную действующей формулой (57,4 грн.), средневзвешенный тариф на транспорт (219 грн.), средневзвешенный тариф на распределение (513,7 грн.), НДС (20%) – и на выходе имеем $159 или 4,3 тыс. грн.

– Это и есть объективная рыночная цена, а не 6,9 тыс. грн. действующего тарифа для украинцев, – подытожил Землянский. – То есть, с граждан страны сдирают лишние 2,6 тыс. грн. на каждой тысяче кубов газа.

Абонплата раздора

Не успели украинцы немного успокоиться по случаю окончания отопительного сезона и временного снижения нагрузки на кошельки, как услышали очередную новость: ЕС настаивает на введении абонплаты за отопление и другие коммунальные услуги.

А ведь мы все это уже проходили всего полтора месяца назад, когда Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в начале апреля решила ввести абонплату на газ, но спустя всего несколько дней отменила свое же решение.

Официальная версия отмены была такова: президент и премьер якобы не знали о введении абонплаты, а когда узнали, возмутились, вмешались и настояли на отмене. Однако эксперты считают, что все это не более чем политические спекуляции, и все решения нынешней властью принимаются по принципу «заведи козу – избавься от козы».

Напомним, что Нацкомиссия предлагала снизить тариф на тепло на 4-7,8% в зависимости от региона, утверждая, что благодаря этому в общей сложности люди будут платить меньше. Но, как обычно, оказалось, что дьявол кроется в деталях и платить все же придется больше.

Эксперты взяли для примера харьковскую двушку, жильцы которой по расчетам НКРЭКУ за год должны были бы сэкономить на отоплении 587 грн.

Но не спешите делать выводы – самое время начать считать. Официальная формула для расчета месячной абонплаты за газ выглядит так:

Тариф х (Qmax х 1,0296 х 24 часа х 365 дней)х1,2/12 месяцев

Тариф – региональный тариф для каждого облгаза, в случае Харькова – 0,1687.

Qmax – максимальная пропускная способность счетчика. Для самых распространенных счетчиков G2,5, а также тех, кто живет в квартирах без счетчика, этот показатель составляет 4.

1,0296 – это коэффициент давления.

1,2 – это множитель для учета НДС.

Подставляем все данные в формулу и получаем, что месячная абонплата составит 60,86 грн.

До введения абонплаты условная харьковская семья из трех человек платит 90,81 грн. в месяц (исходя из нормы потребления 4,4 куба при тарифе 6,88 грн.).

После изменения формулы и снижения тарифа до 6,09 грн/куб сумма уменьшится до 80,4 грн в месяц. Плюс абонплата в 60,86 грн.

Итого, вместо прежних 90,81 грн. этой условной семье пришлось бы заплатить 141,26 грн. Ежемесячная переплата составит 50,45 грн или 605,4 грн в год.

Итого, сэкономив 587 грн. на отоплении, эта же условная семья переплатила бы 605 грн. за газ. Не так много, конечно, но очевидно: ни о какой экономии даже речь не идет!

А больше всех от введения абонплаты проиграли бы дачники без отопления. Ведь абонплату им пришлось бы платить и там, но компенсировать эти расходы отоплением они бы не смогли.

Неудивительно, что после всех этих расчетов эксперты пришли практически к единодушному выводу: абонплата – это достаточно странный шаг, учитывая постоянно снижающуюся платежеспособность населения.

«Глупость самоликвидировалась по требованию общественности, – прокомментировал скорую отмену абонплаты координатор экспертной платформы по энергоэффективности Игорь Черкашин, – Теперь время разбираться с генератором глупостей…»

С «генератором», понятное дело, никто разбираться не стал, и сейчас тема получила второе дыхание. Как стало известно на днях, теперь на принятии законов, необходимых для создания Фонда энергоэффективности, настаивает ЕС. И среди них – все тот же закон о демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг, предусматривающий разделение тарифа на плату за коммунальные услуги и абонплату.

В теории все звучит красиво: якобы введение абонплаты приведет к расширению конкуренции на рынке и в перспективе к снижению тарифов. На практике, говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, этого не происходит даже в европейских реалиях, а о нас и говорить нечего.

По словам эксперта, единственный смысл такого разделения заключается в том, чтобы отчитаться: во власти стоят эффективные реформаторы, благодаря которым Украина переходит на единые правила с Европой, и получить очередные суммы от Европы на ту же «энергоэффективность».

О рентабельности

Опрошенные нами эксперты говорят, что несмотря на все вышесказанное, официальная рентабельность энергетических компаний невелика и колеблется в пределах 15-20%. А все разговоры о сотнях процентов – это пиар и привлечение внимания.

– Другое дело, что там очень много схем, – говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Совершенно непонятно, какие скелеты кроются за формулировкой «общехозяйственные расходы» – в свое время, когда первый раз подняли тарифы на газ, даже депутаты не смогли получить расшифровку этих расходов. А самые большие резервы для «экономии и перераспределения» в так называемой инвестиционной надбавке – это деньги, которые по-хорошему должны идти на строительство и модернизацию, но на самом деле они оседают в глубоких карманах чиновников. Поэтому все рассказы о том, что нужно повышать тарифы, поскольку требуются деньги на внедрение энергоэффективности, так и остаются пустыми разговорами.

По материалам: Comments.ua

Материалы по теме: