Рудный вираж АМКР

Более 10 лет руководство комбината “ArcelorMittal Кривой Рог” вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил...

Более 10 лет руководство комбината “ArcelorMittal Кривой Рог” вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.

50:50

До сих пор в своем доменном производстве АМКР окатыши не использовал. В его структуре работает большое агломерационное подразделение, состоящее из трех основных и одного вспомогательного цехов совокупной мощностью более 10 млн т агломерата в год. Оно же наряду с коксохимическими батареями является основным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и пыли. По итогам 2017 г. комбинат возглавил антирейтинг Минприроды в номинации крупнейших загрязнителей воздуха с показателем 263 тыс. т. В 2018-м, согласно данным Криворожского городского управления экологии, объемы выбросов выросли еще на 9%. При том что согласно заявлениям самого предприятия в прошлом году на природоохранительные цели было потрачено свыше 600 млн грн.

Материнский холдинг ArcelorMittal сознательно затягивал с обновлением агломерационных мощностей на своем украинском комбинате, поскольку это сопряжено с серьезными финансовыми затратами и не обещает прямой дополнительной прибыли. Фактически работы на этом направлении стартовали только в 2014-2015 гг. и охватывают только самый новый из аглоцехов – №2. Здесь уже модернизированы 2 из 6 агломерационных машин с увеличением их мощностей с 740 тыс. т до 860 тыс. т в год каждая и с заменой морально устаревшей “мокрой” газоочистки на более совершенную сухую. Подобную процедуру предстоит пройти еще четырем батареям. Ранее предполагалось, что все работы будут завершены до 2020 г. Но, скорее всего, сроки затянутся. Поскольку к реконструкции двух следующих машин на комбинате собираются приступить только этой весной. На 19 марта в Кривом Роге как раз назначены общественные слушания по поводу реконструкции машин №1-3 во втором агломерационном цехе.

В остальных цехах вкладываться в очистку комбинат вообще не видит смысла. Эти мощности подлежат закрытию, как только у них появится замена. Ранее ее видели в образе новой агломерационной фабрики. Сегодня же склоняются к строительству комплексу по окомкованию ЖРС. Как объяснил недавно в интервью изданию “Новое время” Юрий Мартынюк, директор АМКР по сотрудничеству с органами власти, предполагается, что у фабрики окомкования будет значительно меньше выбросов угарного газа и других вредных веществ. А кроме этого, использование окатышей в качестве сырья для доменных печей позволит предприятию больше выпускать ходового на внешних рынках чугуна и снизить расход кокса в домнах.

Окончательные параметры проекта еще должен утвердить инвестиционный комитет АМКР. Но уже известно, что мощность будущей фабрики не должна быть меньше 5 млн т окатышей в год. Получается, что в перспективе комбинат собирается перейти на обеспечение сырьем в формате 50:50. Т. е. половина – агломерат, который будет производить продолжающий работу аглоцех №2, половина – окатыши собственного приготовления на новой фабрике.

Смета на полмиллиарда 

Расходы на строительство аглофабрики менеджмент АМКР оценивал в пределах 250 млн долл. Окомкование, как признает Ю.Мартынюк, обойдется еще дороже. Часть средств комбинат намерен почерпнуть из кредитной линии, открытой для него Европейским банком реконструкции и развития в 2017 г. Ее объем – 350 млн долл. примерно под 20% годовых. И не исключено, что АМКР будет говорить с ЕБРР о расширении рамок кредитной линии.

Чтобы оценить масштаб инвестиций, сроки реализации и эффект этой задумки, можно рассмотреть похожее строительство, которое два года назад завершил Стойленский ГОК в России. Там в июне 2017-го была выведена на полную мощность – 6 млн т окатышей в год – новая, построенная с нуля, фабрика окомкования, которая сразу же вошла в разряд крупнейших в Европе. Фабрика выдает окатыши с 64,8% железа для Новолипецкого меткомбината. В ее состав входит и современная газоочистка с 98-процентным показателем улавливания. Строительство обошлось владельцу Стойленского ГОКа Владимиру Лисину примерно в 680 млн долл. и заняло 2 года.

В планах АМКР, как уже писалось выше, значится фабрика с чуть меньшими, но тоже солидными мощностями – порядка 5 млн т окатышей за год. Смету такой масштабной стройки вряд ли удастся ужать ниже 500 млн долл. В России основным подрядчиком Стойленского ГОКа выступил консорциум немецкой Siemens VAI и финской Outotec. Этот тандем занимался как проектированием фабрики, так и поставкой основного оборудования и технологий. Не исключено, что и криворожский контракт достанется Siemens, по крайней мере, немцы среди самых очевидных претендентов. В Украине они уже имеют опыт реконструкции окатышевых производств на Полтавском и Центральном ГОКах, а с АМКР сотрудничали в таких крупных проектах, как модернизация домны №6 и строительство первой на комбинате машины непрерывного литья заготовки. Хотя две следующие АМКР заказал уже у другой германской компании – SMS Group.

Агломерат в приорите

Впрочем, новой фабрикой на криворожском стальном гиганте вряд ли всерьез займутся раньше, чем закончат с реконструкцией агломерационных машин в цехе №2. В текущем году на эти работы планируется потратить порядка 150 млн долл., в следующем еще примерно столько же. План работ предусматривает замену тележек спекания и зажигательных горнов, пылеуборочных конвейеров и газоочистных систем, реконструкцию линейных охладителей. В результате должны увеличиться не только объемы производства агломерата, но и его качество. В частности, высоту спекаемого слоя шихты предполагается увеличить до 450 мм. Это, конечно, не 700 мм, как на образцовых зарубежных производствах, но лучше, чем на большинстве украинских аглофабрик. Стоит отметить, что чем выше данный слой, тем ниже расход энергоносителей на спекание шихты. В то же время даже после реконструкции машин размер мелочи в готовом агломерате на АМКР останется довольно высоким – до 30%.

На 2019 г. “ArcelorMittal Кривой Рог” запланировал 9-процентное увеличение объемов добычи железной руды – с прошлогодних 23,2 млн т до 25,2 млн т. Выпуск концентрата ожидается на уровне 10,3 млн т, что на 1 млн т выше, чем в 2018-м. Правда, в первые два месяца текущего года криворожсталевские рудари отставали и от прошлогоднего графика, и от нынешних плановых показателей. Пережив не лучший в финансово-экономическом плане год, комбинат, похоже, еще не успел встряхнуться.

Хотя по объемам инвестиций, вложенных в производство, именно 2018 год на комбинате считают рекордным. “Мы установили абсолютный рекорд с момента приватизации – никогда еще за год нам не удавалось использовать такой объем средств. Только по капитальным затратам в цехах металлургического производства освоено на 100 млн долл. больше, чем в 2017 году, – и это на 27% выше изначального бизнес-плана”, – заявляет заместитель генерального директора АМКР по технологии и экологии Тивари Винай.

Источник: minprom

Материалы по теме: