Омелян зачищает туррынок под Ахметова

Самый богатый украинец хочет подмять под себя очередную отрасль. Точнее говоря, даже две: индустрию выездного туризма и связанный с ней сегмент низкобюджетных авиаперевозок. Как обычно, любая монополия начинается с...

Самый богатый украинец хочет подмять под себя очередную отрасль. Точнее говоря, даже две: индустрию выездного туризма и связанный с ней сегмент низкобюджетных авиаперевозок. Как обычно, любая монополия начинается с “правильного” госрегулирования.

Бардак, главной жертвой которого за последнюю неделю стали любители дешевых туров в Тунис, постепенно разрастается и постепенно охватывает все новые туристические направления. К Тунису уже добавилась Грузия, Египет, Турция, Албания.

В центре скандала — авиакомпания “Браво” Родриго Мерхежа, который является чуть ли не персональным врагом Арона Майберга, управляющего авиамонополией Игоря Коломойского  Подплека здесь проста: даже не славящимся уровнем сервиса и законопослушностью “Международным авиалиниям Украины” (МАУ) не хватает наглости уронить стандарты до “высот”, которые уже занял их бойкий конкурент. Так на прошлой неделе в аэропорту Жуляны (”Киев им. Сикорского”) наконец начали разбирать выкатившийся с полосы после посадки MD-83 Bravo Airways. Параллельно прошла информация, что Bravo Airways организовала через Киев перелеты в Европу для жителей непризнанного Курдистана.

Если по поводу этих новостей Bravo Airways хранит городое молчание, то в случае с проблемами почти тысячи украинцев, которые сегодня сидят в Тунисе и ждут своего возвращения в Киев и Львов, авиаперевозчик Мерхежа обвинил “OASIS Travel Ukraine” гражданина Туниса Рафика Каисси. Неожиданно на стороне авиаперевозчика, который массово эксплуатирует 20-летние и старше McDonnell Douglas (строившая их компания прекратила существование еще в 1997 году) выступил минмстр инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, “Туроператор “Oasis Travel” задолжал перевозчику “Bravo” более миллиона долларов и не заплатил ни цента. Об этой ситуации “Oasis Travel” знал, были разные моменты урегулирования, никаких средств не поступало. Тем не менее авиакомпания “Bravo” за свой счет уже вывезла 650 туристов в Украину, этой ночью был еще один дополнительный борт, который забрал 120 человек, еще остается, по нашим подсчетам, около 800… Все люди вернутся. Касательно пребывания (туристов в Тунисе) до понедельника туроператор “Oasis Travel” взял на себя обязательства разместить всех людей за свой счет в гостиницах Туниса… Это возмутительный случай. Я буду рекомендовать Минэкономразвития лишить этого туроператора лицензии. Будет обращение в ГПУ, чтобы возбудить уголовное дело, потому что мы имеем случай с банальным мошенничеством — когда деньги получены, а услуги не предоставлены”.

Безусловно, ситуация когда такой туроператор, как Oasis с 15-летней историей не рассчитал свои силы и вместо того, чтобы в определенный момент остановить бизнес, сделал заложником своих финансовых проблем сотни украинцев, — возмутительна. Однако, очевидно, что компания с таким долгом и репутационными проблемами навсегда уйдет с рынка даже безо всякого отзыва лицензии.

Настораживает другое, не собираясь разбираться в собственной епархии (как вообще имеет право на существование такой авиаперевозчик как “Браво”?) министр собирается наводить порядок у соседей, то есть у Минэкономики, которое собственно и выдает лицензии туроператорам.  Уже завтра, 3 июля, Омелян собирает в свое ведомстве круглый стол дабы решить как избавиться от недобросовестных участников туристического рынка.

Прекрасная инициатива (даже без оглядки на саботаж министерства в случае с авиакомпанией Родригор Мерхежа) если бы не одно “но”. Помимо уже упомянутых Bravo Airways и Oasis Travel в этом скандале есть третий еще неназванный участник туроператор Join UP! На каждом из тунисскихх рейсов, организованных  Bravo Airways для Oasis Travel, у этого туоператора был “блок” на 50 из 175 мест. И что самое главное, он так и не был полностью оплачен (по состоянию на 25 июня долг составлял 4 млн гривен).

Причина, по которой и Bravo Airways, и Oasis Travel не упоминают Join UP! в качестве еще одного из виновников “торжества” (благодаря которому 800 украинских туристов не могут вернуться из Туниса на родину) заключается в том, что они знают “крышей” их “партнера” является министр инфраструктуры. Омелян уже более полугода не смущаясь лоббирует проект создания  Join UP! национального лоукостера под брендом SkyUp.

С недавних пор стало очевидно, что SkyUp детище не только семьи Альба, которым принадлежит Join UP! Такие подозрения возникли на рынке еще весной, когда еще неработающая SkyUp подписала контракт на поставку 5 новых самолетов Boeing 737 MAX стоимостью 624 миллиона долларов. Было очевидно, что за спиной у новоявленного “национального лоукостера” стоит кто-то покрупнее владельцев пусть и крупного, но туроператора.

Все стало на свои места после подписания в середине июня SkyUp Airlines соглашения с футбольным клубом “Шахтер”, согласно которому лоукостер будет возить команду на внутренние и международные матчи на самолете Boeing 737-700. При этом футболисты Ахметова будут пользоваться самолетом, окрашенным в фирменные рыже-черные цвета клуба. Зная пиетет, который испытывает к своему спортивному детищу Ринат, очевидно, что он способен доверить его перевозку только очень проверенным людям, которые от него зависят на все 100%.

Очевидно, что украинский выездной туризм сегодня столкнулся с очередной репутационной проблемой. Он явно нуждается в очищении как от операторов, неспособных отвечать по своим обязательствам, так и от перевозчиков, которые фактически возят украинцев на “еще летающем металлоломе”. Ключевая проблема здесь, что регулятор, который был способен предотвратить этот кризис, решил действовать по принципу “чем хуже — тем лучше”, готовя рынок к переделу в интересах альянса Join UP! — SkyUp, за которым явно маячат уши Рината Ахметова.

ukrrudprom.ua

Материалы по теме: