О выпуклых деталях минздравовских новаций

У нас скверное прошлое. Двадцать шесть лет беспрестанных интриг, героизации ничтожеств и полное невнимание всех без исключения руководителей государства к стагнации неэффективной и очень затратной социальной системы. Кто-то из...

У нас скверное прошлое. Двадцать шесть лет беспрестанных интриг, героизации ничтожеств и полное невнимание всех без исключения руководителей государства к стагнации неэффективной и очень затратной социальной системы. Кто-то из зарубежных философов не так давно заметил: «Умные политики – это не значит хорошие люди. Это значит – люди, которые умеют идти на компромиссы».

Нынешние руководители Министерства здравоохранения Украины на компромиссы идти не умеют. Или, что еще хуже, не хотят. Даже на самые очевидные и однозначно необходимые компромиссы – с требованиями здравого смысла. 18 мая сего года они, и.о. министра и ее странная команда, пытались, в нарушение процедуры обязательного рассмотрения любого законопроекта Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады, ввести на рассмотрение сессии ВР четыре законопроекта, вызывающие в экспертной среде очевидные сомнения.

К сожалению, украинские масс-медиа проигнорировали появление редкого здравомыслия у большинства народных депутатов, отклонивших жгучее желание минздрава и слепо доверяющего ему Кабинета Министров протащить непротаскиваемое. Надеюсь, хозяева газет, телеканалов и сайтов найдут в себе мужество предоставить свои публикационные возможности серьезным экспертам, способным объяснить читателю и зрителю дефекты и риски, содержащиеся в этих обильных словами и скудных мыслями законопроектах. Очень надеюсь.

Здесь, в малом объеме колонки, постараюсь пояснить главное. По традиции, сохранившейся у нас со времен СССР, нашим начальникам дозволено игнорировать Конституционные нормы и нормы Закона. Действительно, в условиях умирающего в стране правового государства незачем следовать букве и смыслу цивилизованного права. Тем более, если действующий министр (простите, исполняющая обязанности) не имеет профессиональных знаний в сфере общественного здравоохранения, права и медицинского менеджмента. Так появились на свет четыре удивительные законопроекта. Легкость мысли в неотягощенной знаниями и ответственностью голове приводит к порочным решениям. И столь же порочным проектам законов.

Только некоторые, наиболее выпуклые подробности. К примеру, речь идет о создании новой государственной структуры – центрального органа исполнительной власти. Не правда ли, мы, налогоплательщики, вправе задать господам новаторам вопрос: сколько этот орган будет «стоить» нам? Нет ответа…

Весьма сомнительным является и предложение о расширительном применении так называемых протоколов лечения (иначе – клинических руководств). Предлагаемые положения новационных закононопроектов приведут, учитывая наши реалии, к большому количеству врачебных ошибок, ответственность за которые будет нести сам пациент. Поскольку прежде с доверием отнесется к профессиональной компетенции врача и предоставит ему, врачу, свое информированное согласие в письменной форме.

Тема финансирования медицинских услуг «в ручном режиме», предоставленная в 2018-2020 гг. Кабинету Министров также является весьма спорной. И, прямо скажу, опасной. Для нас, украинских налогоплательщиков. Поскольку в государстве Украина не существует реального контроля за руками и карманами наших высших чиновников. Закон обязан создавать прозрачные, понятные и эффективные правовые процедуры и гарантии. Увы, предложенные минздравом четыре законопроекта таковыми не являются. Бесспорно и другое: в условиях наших традиций и аппетитов предлагаемая законопроектами практика финансирования неизбежно приведет к появлению системных коррупционных вольностей. Как заметил один из компетентных экспертов, в случае принятия предложенных законопроектов Верховной Радой, негативные последствия в сфере здравоохранения будут неизбежными, в частности, нас ожидает увеличение инвалидности и смертности.

18 мая 2017 года здравый смысл восторжествовал в головах большинства наших народных депутатов. Отрадное и редкое явление. Но, без всяких сомнений, госпожа Супрун и сопровождающая ее команда будут искать иные возможности внедрения в жизнь своих далеко не бесспорных идей. Как и прежде игнорируя мнение других, более квалифицированных экспертов. А вдруг у них получится? Очарованный их демагогией господин Гройсман, к примеру, опять их поддержит?

Кто-то из политиков заметил: все эти минздравовские новаторы – на самом деле враги украинского народа, осознанно разрушающие систему здравоохранения. Понимаю эмоции этого человека, по-видимому, искреннего в тот момент. На самом деле все проще и печальнее. Весь цивилизованный мир знает: орган исполнительной власти, в данном случае министерство, не может и не должен конструировать реформу самого себя и своей системы. Подготовкой реформы должна заниматься специально созданная группа специалистов, работающая вне стен реформируемой системы. Но мы, увы, еще не цивилизованное государство. И – точно не правовое государство.

А времени на спасение у нас все меньше и меньше.

Автор материала: Семен Глузман

По материалам: Lb.ua

Материалы по теме: