Новая украинская школа. Успехи и провалы первого года проекта

31 мая в школах страны прозвенит последний звонок, хотя некоторые школы завершили обучение еще 24 мая. А это означает, что пора подводить итоги. В 2018—2019 году школы набирали первоклашек под...

31 мая в школах страны прозвенит последний звонок, хотя некоторые школы завершили обучение еще 24 мая. А это означает, что пора подводить итоги.

В 2018—2019 году школы набирали первоклашек под новую реформистскую программу Минобразования «Новая украинская школа». В МОН презентовали НУШ, как школу, в которую приятно ходить ученикам. «НУШ — это образование новых смыслов, ребенкоцентризма и уважения к каждому человеку. В ней прислушиваются к мнению ребенка, учат критически мыслить, не бояться высказывать собственные мысли и быть ответственными гражданином. Одновременно родителям также нравится посещать эту школу, ведь здесь царит сотрудничество и взаимопонимание», — говорилось сайте МОН.

Realist изучил мнение учителей и родителей, понравилось ли им учить и учиться по новым стандартам? Отзывы, в частности родителей, были настолько диаметрально противоположны, что складывалось впечатление, что их дети учили не то, что не по одной утвержденном МОНом программе, а даже в разных странах. Почему так?

Когда миллиарда гривен мало

Начнем с финансов. Так уж сложилось, что из-за недофинансирования государством образования, родители учеников уже много лет тянут на себе лямку финансовой помощи школе: то учебников нет (не хватает) — нужно за (до)купить, то ремонт в классе (школе) сделать, то жалюзи на окна купить, то телевизор (ксерокс, чайник, сантехнику и т. д.) купить. Проводятся родительские сборы — мамы и папы пошире открывают кошельки. Бурчат, возмущаются, но активно участвуют во взносах в «фонд класса», «фонд школы».

Когда запускалась НУШ в МОН заявили: все, никаких больше поборов! Государство на себя берет материально-техническое оснащение школ, в частности, первых классов. «В госбюджете выделено 1 миллиард гривен на оснащение классов. Это- парты- трансформеры, которые легко можно передвинуть для работы в группах, новая техника и развивающие игры… Каждый класс будет обеспечен мебелью, досками и учебниками. На это с госбюджета выделено еще один миллиард специальной образовательной субвенции. Вместе с бумажными учебниками, ученики получат электронные», — анонсировали в министерстве.

На практике с таким шикарным материально-техническим обеспечением повезло далеко не всем школам. Если изучить отзывы родителей в группе «Батьки.SOS» в социальной сети «Фейсбук», то складывается следующая картина.

В больших городах, действительно, первые классы практически в полном объеме были обеспечены партами-трансформерами. Правда, в некоторые школы супер-парты довезли только к октябрю-ноябрю, но таки довезли! Во многих селах первоклашки до сих пор сидят за стандартными партами. Закупок за госсчет мультимедийных досок, ноутбуков, дидактических материалов для учителя дождались далеко не все.

«НУШ- дорогое удовольствие для родителей, — на правах анонимности говорит глава родительского комитета школы одной из столичных школ. — Хотя расходы во многом зависят от запросов администрации школы, их трактовки новой учебной программы и способности выбить госденьги или найти спонсоров. Нам не свезло».

По словам нашей собеседницы, в их школе три первых классов. И в сентябре родителей первоклашек позвали на собрание, на котором озвучили «прайс» на обучение по НУШ.

«Все сводилось к тому, что на школу дали парты, две доски, три „ноута“, несколько десятков маленьких коробок с „Лего“, а остальное нужно докупить нам. Расходы „остальное“ — это почти 100 тысяч гривен: докупали необходимую технику, ковры и пуфы, чтобы деть могли отдыхать на переменах, почти весь дидактический материал — различные карточки, карты, плакаты, настольные игры, опять-таки конструкторы „Лего“, и традиционные наборы бытовой химии и средств гигиены», — рассказывает собеседница и уточняет, что по итогу году никто из родителей не пожалел, что«скинулся», так как качество обучения и новые подходы учителя порадовали.

Только хвалить и поощрять

По задумке реформаторов, обучение в Новой украинской школе должно быть интерактивным и интересным. Задача учителя — научить ребенка учиться, всесторонне его развивать, способствовать тому, чтобы полученные знания воспитанники смогли реализовать в практической жизни, подталкивать к критическому мышлению и фантазии, подогревать любопытство. В НУШ нет домашних заданий. На уроке не обязательно сидеть смирно за партой, при желании можно встать и пройтись по классу или даже сесть на пол — главное слушать учителя и не мешать одноклассникам. Ключевое слово «слушать».

В НУШ нет понятия «ученик», есть — «слушатель». Большинство уроков должно проходить в игровой форме. «На сегодняшний день мой ребенок (без домашних заданий, дополнительных тренировок и занятий самостоятельно читает книжки объемом до 100 страниц в течение месяца, добавляет и отнимает в пределах ста, с переходом через десяток, в столбик, решает простые уравнения, может составить большой красочный рассказ, близко к тексту пересказывать тексты или события в школе, глубоко ориентируется в явлениях природы, простых физических закономерностях, космосе и многих других вещах, которые мы обычно называем «банальной эрудицией», — делится впечатлениями мама первоклассника Вера Котова. При этом она уточняет, что, такие результаты обучения — это, не так заслуга новой программы, как учительницы, которая смогла найти подход к детям, «выжать» из программы самое полезное

«Очень многое зависит от учительницы. У моего сына попалась молодая, активная учительница, которая готова целый день с детьми проводить разные „обучающие“ игры, но при этом знаний особо не дает, — рассказывает отец первоклассника Игорь Николаенко. — Сын научился готовить пиццу из „плей-до“ и калькулировать во сколько обойдутся для нее ингредиенты, он четко усек, что нужно пересчитывать сдачу в магазине, поет песни на английском, но при этом, он практически разучился читать и считать. До школы он ходил на подготовительные курсы: техника чтения была — 35−40 слов в минуту, сейчас — еле-еле 25 слов, над простым примером 13+7 может сидеть несколько минут. Перевод английской песенки не знает — просто ретранслирует набор звуков». Ухудшилось и поведение. Ребенок не может осознать, почему в школе на уроках можно сидеть на коврике и писать, а дома обязательно нужно садиться за стол.

«Извините, но это маразм, что дети постоянно на полу. Я понимаю, что детям разрешили приносить на уроки игрушки, засыпали их „Лего“, но зачем, когда в школе еще не включили отопление, разрешать им лазить по полу, все перемены, а иногда и уроки проводить, сидя на полу. В октябре-ноябре внучка никак не могла очухаться от простуд», — сетовала в разговоре бабушка первоклассницы из Соломенского района Киева Зинаида Трофимовна.

Учителя в свою очередь пеняют на чиновников, учеников и родителей. На чиновников из-за того, что те так выписали программу НУШ, что учитель становится заложником учеников, на учеников — из-за того, что многие дети почувствовали вседозволенность, на родителей — что не особе спешат заниматься своими отпрысками, думая, что в их детей все должны вложить в школе.

«Приведу несколько житейских примеров. Один из первоклассников разбил вазон- цветок сломал, землю по всему классу рассыпал. Я не имею права сделать ему замечания, вместо этого — должна похвалить за любознательность, что он проявил интерес к тому, как растет растение, его строение, — рассказывает о наболевшем учительница первого класса одной из одесских школ. — Отменена система оценивания, я должна всех поощрять. В итоге я одинаково клею в тетрадку наклейку „смайлик“ для сильного ученика, который „щелкает“ примеры и задачи, и ученику, который в силу своих умственных способностей пол-урока думает, сколько будет 2+2. Разве это справедливо?».

Многие собеседники издания окрестили НУШ, как «школьную группу детского сада» — да, детям весело и легко, но по итогу первого класса приобретенный багаж знаний весьма скромный.

Источник: realist

Материалы по теме: