Названы самые популярные схемы серого и черного импорта в Украину

Эксперты составили перечень наиболее распространенных способов ввоза товаров, позволяющих занизить таможенные платежи. После поездки президента Петра Порошенко на Волынь с инспекцией пунктов пропуска на границе с Польшей выяснилось, что...

Эксперты составили перечень наиболее распространенных способов ввоза товаров, позволяющих занизить таможенные платежи.

После поездки президента Петра Порошенко на Волынь с инспекцией пунктов пропуска на границе с Польшей выяснилось, что эти пункты перегружены на 50-70%, из-за владельцев авто на иностранных номерах и челноков, которые целыми днями курсируют через границу. Это мешает всем остальным комфортно воспользоваться преимуществами безвиза с ЕС.

Данный факт послужил дополнительным стимулом для Минфина при разработке плана реформы таможни. В рамках этой работы эксперты исследовательского центра CASE Ukraine составили перечень наиболее популярных схем, которые используются при «сером» и «черном» импорте.

Первая схема. Черная контрабанда

Полностью незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. То есть, либо пересечение границы вне таможенного поста или с незаконным освобождением от таможенного контроля (за определенную плату в карман контролерам и представителям правоохранительных органов).

Такая схема используется, как правило, для больших партий высоколиквидного товара, который можно быстро продать и замести следы.

Вторая схема. Прерванный транзит

В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель, согласно документам, находится также в другой стране (чаще всего в странах СНГ). Однако пределы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.

Эта схема была особо популярная в 90-е годы. Тем не менее и сейчас ею успешно пользуются. Например, в 2013 году тогда еще замглавы комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль рассказывал о поставках из Болгарии одежды, обуви, тканей и мебели якобы в адрес российских получателей.

«Эти схемы модернизируются в соответствии с изменением законодательной базы и продолжают успешно применяться и в 2017 году», — рассказал эксперт по правовым вопросам исследовательского центра CASE Ukraine Андрей Саварец.

Третья схема. «Норма», «муравьи» или «пиджаки»

Злоупотребление предоставленными законом льготами для ввоза товаров гражданами.

Напомним, что по закону каждый гражданин для личного использования имеет право за один раз провезти из-за границы товаров на сумму 1000 евро путешествуя самолетом и 500 евро — автомобилем. А также получить по почте товара на сумму не более 150 евро в одном отправлении.

Контрабандисты организовывают с обеих сторон границы специальные базы, где крупный груз дробится на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса «муравьями» через границу — снова собирается в одной фуре или развозится более мелкими партиями по всей стране.

По мнению экспертов, наибольшую угрозу для бюджета страны представляют такие почтовые отправления и пересечение границы пешком и на автомобилях через пропускные пункты. Так как возить самолетами мелкие партии товара слишком дорого.

Четвертая схема. Занижение веса

Эта схема применяется уже при таможенном оформлении грузов для ввоза на территорию Украины. Она связана с недостоверным декларированием в описании груза, его количестве или весе. Суть данной схемы заключается в том, что вес партии ввозимого товара по документам специально занижается, чтобы соответственно уменьшить размер таможенных платежей.

Пятая схема. «Пересорт»

Оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы. Например, есть дорогие и дешевые стройматериалы. Поэтому среди партий дешевой продукции незаметно пытаются втиснуть очень дорогие позиции, чтобы заплатить импортную пошлину по минимуму.

Шестая схема. Товары «прикрытия»

Декларирование товара со значительно более низкой налоговой нагрузкой, обычно такого, что не требует разрешительных документов. Условно говоря, декларант заявляет не дорогую одежду, а дешевые строительные материалы. К примеру, керамическая плитка — много весит, а стоит относительно немного.

«Стали притчей во языцех игральные карты. С 2010 года, когда начали отслеживать массовый ввоз «карт», их стало меньше, но все же идет большой поток этого товара, что видно даже по официальной статистике», — говорят в CASE Ukraine.

Также в свое время аналитики изучили ввоз велосипедных шин в Украину и оказалось, что их хватит для оснащения такого количества велосипедов, как в Китае.

Седьмая схема. «Площадка» или «модная фирма»

Системное внедрение всех вышеперечисленных «серых» схем по снижению таможенных платежей путем создания и функционирования подконтрольных фирм-импортеров, для которых руководством таможни установлены особые льготные «условия» оформления.

Причем они могут работать не только в привычных центрах оформления грузов — Киеве, Одессе, Львове, а и других областях.

Как отмечают специалисты, существованию этих схем способствуют следующие законодательные нормы. Во-первых, высокий установленный порог для ввоза товаров без налогообложения для граждан (ст. 374 Таможенного кодекса Украины).

Во-вторых, несоответствие норм ТКУ Киотской конвенции об отсутствии лица, которому предоставляется льгота, не менее 24 часов. Согласно конвенции, для тех, кто возвращается в тот же день из-за границы с товаром, льготы по беспошлинному ввозу либо ограничиваются, либо отменяются вовсе (особенно это касается табачных и алкогольных изделий).

Собственно, отсутствие «предохранителей» против злоупотребления правом на ввоз товаров без налогообложения, а также возможность продажи товаров, которые были ввезены гражданами без налогообложения (или незаконным путем) создает благодатную почву для злоупотреблений.

Контрабандисты также пользуются несовершенством в администрировании таможенных платежей и контроля таможни в целом. А именно: отсутствием полноценного обмена предварительной информацией о перемещаемых товарах с другими странами (кроме Молдовы); не оборудованными участками границы вне пунктов пропуска, что позволяет возить товары в обход таможенных постов. Но главная проблема — это отсутствие способности таможни противодействовать незаконному ввозу товаров и «встроенность» таможенников в нелегальные схемы.

Автор материала: Константин Симоненко

По материалам: Finance.ua

Материалы по теме: