Нацбезопасность под контролем: новый законопроект

Законопроект «О национальной безопасности и обороне» был принят парламентом в первом чтении. Документ вводит много нового – прежде всего это кадровые новации. Так, например, должность министра обороны, а также...

Законопроект «О национальной безопасности и обороне» был принят парламентом в первом чтении. Документ вводит много нового – прежде всего это кадровые новации.

Так, например, должность министра обороны, а также его заместителя превращается в гражданскую, по сути, политическую. Таким образом, действующий министр Полторак вероятно уйдет в отставку. В целом в мире это распространенное явление, когда министры обороны – это гражданские лица. С другой стороны в стандартах НАТО, к которым стремится Украина, министерство обороны имеет только функции административного управления. Однако принятый законопроект сохраняет военно-политическое руководство министерства и фактически гражданскому министру подчинят военного главнокомандующего, что крайне странно. На сегодняшний день главнокомандующий ВСУ совмещает эту должность с должностью начальника генштаба, а согласно документу в будущем эти должности разделят, и генштаб будет подчинен главнокомандующему. Назначение на должность будет осуществлять президент.

Второй новацией документа является расширение президентских полномочий. Как и в Конституции, президент является верховным главнокомандующим, и ему подчинена сфера безопасности и обороны. Полномочия президента станут расширенными – от присваивания званий до введения военного положения. Кроме того глава государства получает полномочие утверждать одобренную СНБО основную стратегию – военной, национальной и кибербезопасности. Также закон выделяет отдельный сектор безопасности и обороны, в который входит 15 ведомств и органов. В документе перечисляются, по сути, все силовики – это ВСУ и Минобороны, МВД, Нацполиция, Нацгвардия, госслужба спецтранспорта, СБУ, госохрана, госпогранслужба. Миграционная служба, ГС ЧС, разведорганы и аппарат СНБО. По сути, закон относит МВД, которому подчиняется миграционная, пограничная сфера, а также Нацгварию и ГС ЧС в поле контроля президента. Это вполне четкий посыл для нынешнего главы МВД Авакова – напомним, что он кичился тем, что Петр Порошенко ему не начальник.

Законопроект понравился далеко не всем. Прежде всего, с обсуждением уже выступили западные партнеры, а именно посол США, глава представительства ЕС в Украине, глава представительства НАТО и ряд других. Им не понравилась неопределенность вокруг спецслужбы. Согласно закону о СБУ указывается, что служба подконтрольна как президенту, так и Раде, однако в этом законопроекте четко определено, что СБУ подчиняется только президенту. Что касается парламента, то главе ведомства придется раз в год перед ним отчитываться и на этом все.

В ЕС и НАТО хотят, чтобы СБУ была подконтрольна Верховной Раде. Кроме того запад не устраивают нормы по ставке верховного главнокомандующего. Соответствующий закон о повышении ставки Порошенко подписал еще в прошлом году. Согласно этому законопроекту статус ставки будет закреплен и СНБО сможет создать ставку в некоторых особых случаях. Сейчас есть действующий закон, принятый еще в 2003 году, но по сравнению с ним новый законопроект значительно сужает понятие защит национальных интересов. Если раньше имелся внушительный перечень, включающий интеллектуальный потенциал, развитие духовности, моральные основы и т.д. то теперь национальными интересами отмечены госсуверенитет, территориториальная целостность, развитие экономики, рост качества жизни населения, а также членство в НАТО и евроинтеграция.

Депутаты предполагают, что окончательный законопроект будет принят до конца мая. Впрочем, многие из них жалуются на этот документ. По сути Порошенко саботировал его принятие, а затем подал другой, которым расширяет свои полномочия. Документ разрабатывался теми, чью деятельность регулирует. Было бы катастрофой, если бы, например, закон о налоговой написали сами налоговики, однако здесь президентский законопроект написан в СНБО и вносился на рассмотрение самим президентом, который таком образом концентрирует в руках всю власть. Ни о какой прозрачности и подотчетности силовиков теперь не будет и речи. Так нардеп от «Самопомощи» Тарас Пастух говорит о том, что в СНБО явно не готовы подавать такие законопроекты, которые обеспечат прозрачность раздачи денег, и покажет, за какие заслуги продавались генеральные должности, как за три года зарабатывают такие состояния, которые бизнесмены не могут заработать и за двадцать лет.

Вице-спикер Оксана Сыроид и вовсе заявила, что этот документ является «мошенничеством на 35 страницах» – по ее словам Порошенко пытается утвердить советскую систему управления, документ, по сути, уничтожит ВСУ. По ее словам вместо внедрения системы контроля и командования вносится управленческий хаос. Впрочем, оппоненты говорят что законопроект совершенно не советский и бравируют тем, что он вводит должность гражданского министра обороны. Что касается политологов, то они говорят, что власть этим документом пытается выполнить несколько задач – в первую очередь это отчет перед Западом, который требовал принятия такого документа. Власти подтверждают, что законопроект разрабатывался в сотрудничестве с экспертами НАТО и США. Так глава Пентагона заявил, что ожидает от Верховной Рады принятия закона о нацбезопасности.

Еще одной целью принятия документа является смена повестки дня – по сути это еще один шаг к началу предвыборной кампании. Так власти пытаются вместо обсуждения роста цен или повышения тарифов говорить о национальной безопасности. Вероятнее всего этот документ впоследствии будет использоваться как основа для пиар-темы, власти еще не раз будут отмечать вступление Украины в ЕС и НАТО, указанное в законопроекте. Впрочем, не стоит забывать и об усилении контроля президента над силовиками как раз накануне избирательной кампании.

job-sbu.org

Материалы по теме: