Медреформа по требованию. Что осталось в двух законопроектах после внесения изменений

В среду, 6 июня, народные депутаты включили в повестку дня сессии два законопроекта, касающиеся медицинской реформы. За это проголосовали 247 парламентариев из 373 зарегистрированных. Как заявил спикер Верховной Рады...

В среду, 6 июня, народные депутаты включили в повестку дня сессии два законопроекта, касающиеся медицинской реформы. За это проголосовали 247 парламентариев из 373 зарегистрированных. Как заявил спикер Верховной Рады Андрей Парубий, ожидается, что в ближайшее время законопроекты рассмотрят в профильных комитетах. Он также не исключает, что до конца недели депутаты будут за них голосовать.

Принятие этих законопроектов, по крайней мере в первом чтении, прогнозирует и заместитель президентской фракции Сергей Березенко. Общаясь с журналистами, тот заявил, что законопроекты, скорее всего, успеют принять в первом чтении уже в ближайшие дни.

Меньше месяца назад судьба медицинской реформы выглядела не так радужно. Министерство охраны здоровья (МОЗ) представило пакет из четырех законопроектов еще 15 марта, требуя от парламента принять их до середины мая. Однако 18 мая в Верховной Раде не хватило голосов даже для включения документов в повестку дня. После этого рабочая группа из 22 депутатов доработала их, объединив в два законопроекта, представленные в прошлую пятницу на заседании Национального совета реформ.

Одновременно в соцсетях начался флешмоб под хэштегом “#требую_медреформу”. Многочисленные пользователи соцсетей рассказывали о своем негативном опыте в отношении украинской медицины и требовали от депутатов принять соответствующие изменения в законодательство. Кроме того, в ряде украинских городов прошли демонстрации в поддержку законопроектов Минздрава.

Итак, насколько сильно депутатские поправки изменили предыдущую редакцию медицинской реформы, и имеет ли она шанс пройти в парламенте со второй попытки?

“Красные линии” не пересекали

По словам Сергея Березенко, законопроекты изменились примерно на 50-60 процентов, но их принципы соответствуют предыдущей редакции реформы. В разговоре с DW заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк заверил, что предложенные депутатами поправки не переходили тех “красных линий”, которые изменили саму суть реформы. “Мы были настроены достаточно кооперативно, но и нардепы также относились с пониманием, поэтому мы смогли учесть их замечания там, где это не нарушало целостность модели реформы”, – пояснил чиновник.

Отсутствие принципиальных разногласий с предыдущим вариантом, представленным министерством, подтверждают и эксперты. Один из них – Александр Ябчанка – эксперт по реформе системы здравоохранения Реанимационного пакета реформ. Он уверяет, что новая редакция вполне соответствует духу реформы финансирования медицинской отрасли, которую еще две недели назад народные депутаты отказались внести в повестку дня сессии Совета.

По словам Ябчанки, по-прежнему главными столпами медицинской реформы остаются ряд принципов. Среди них – обеспечение государством определенного пакета медицинских услуг. Эти услуги государство начнет закупать и не будет содержать медицинские учреждения. Также сохраняется идея того, что деньги идут за пациентом. “Пациент определяет, где именно он будет получать медицинские услуги”, – говорит эксперт.

С этим соглашается и директор программной инициативы “Общественное здоровье” фонда “Возрождение” Виктория Тимошевская. По ее словам, тот факт, что вместо четырех документов реформу выписали в двух законопроектах, не означает, что ее “сжали”. Просто предыдущий пакет документов фактически разбили на две группы, уверяет эксперт. Первая из этих групп вводит фундаментальные положения и понятия новой реформы, а вторая делает необходимые для реализации реформы поправки в бюджетный кодекс.

В то же время у медицинской реформы еще есть ряд оппонентов. Заместитель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Олег Мусий называет презентации представителей Минздрава “глазозамыливающими”.

Большие надежды

Как в Минздраве, так и в экспертных кругах довольно оптимистично оценивают шансы принятия медицинской реформы депутатами. “Она, эта поддержка, есть. Это и голоса коалиции “Блока Петра Порошенко” и “Народного фронта”, “взаимопомощи”, много голосов по другим фракциям”, – уверяет заместитель министра Ковтонюк. Сопротивление комитета по вопросам здравоохранения его не пугает. Для этих двух законопроектов профильными являются комитет социальной политики и бюджетный комитет соответственно, говорит Ковтонюк. Таким образом заблокировать вынесение законопроектов на голосование в комитете по вопросам здравоохранения не смогут.

О высоких шансах принятия реформы говорит и Ябчанка. По словам эксперта, в процессе обсуждения изменений в законодательство их поддержали ключевые участники процесса. Среди этих участников эксперт вспоминает и президента Петра Порошенко. В пользу медицинской реформы в редакции МЗ играет и проведенная командой министерства кампания популяризации реформы в регионах страны. В течение последних двух месяцев представители Минздрава еженедельно посещали украинские города. Цель – пообщаться с медиками, менеджментом медицинских учреждений, представителями пациентских организаций и местного самоуправления и обсудить основные положения реформы. Они стремились получить обратную связь от всех заинтересованных сторон, добавляет эксперт.

Все социологические исследования указывают на то, что медицинская реформа относится к трем наиболее ожидаемым украинским реформам, рассказывает Виктория Тимошевская. “Проголосовать против будет шагом к политическому самоубийству, ведь все медиа потом покажут это”, – рассуждает эксперт. Впрочем, она призывает следить за изменениями, которые могут появиться в тексте документов при рассмотрении в парламенте. Попытки сделать соответствующие правки обязательно будут, уверена Тимошевская.

Автор материала: Александр Голубов

По материалам: Finance.ua

Материалы по теме: