Манипуляции «Нафтогаза»: решатся ли проблемы энергетики?

Целая отрасль энергетики оказалась на грани выживания. К этому привела не только низкая платежеспособность населения, а также постоянное недофинансирование субсидий, но и различные манипуляция с расчетами на газовом рынке,...

Целая отрасль энергетики оказалась на грани выживания. К этому привела не только низкая платежеспособность населения, а также постоянное недофинансирование субсидий, но и различные манипуляция с расчетами на газовом рынке, а также монополия «Нафтогаза». В результате предприятия, снабжающее население теплом и горячей водой, попали в очень сложную ситуацию. Хотя правительство и обещает урегулировать непонимание между «Теплокоммунэнерго» и «Нафтогазом» при помощи принятия закона о реструктуризации долгов в топливно-энергическом комплексе.

Согласно данному закону должен наступить конец непрозрачным взаимозачетам «Нафтогаза», куда закачивались субсидии на десятки миллиардов гривен, которые выделялись населению, чтобы компенсировать высокие тарифы. Фактически «Нафтогаз» отправляет в бюджет виртуальные деньги, а затем выписывает коммунальным предприятиям миллиардные штрафы, но уже в реальных деньгах, а также арестовывает счета и блокирует возможность вести производственную деятельность. В конечном итоге все это наваливается на плечи потребителей, которые мало того, что получает некачественные услуги, так еще и вынуждены оплачивать их по заоблачным тарифам.

Завершение отопительного сезона потянуло за собой новый долговой рекорд. Уже в мае задолженность за газ у теплоснабжающих организаций достигла 26 млрд. грн. Самый большой долг, превышающий 4 млрд. гривен, традиционно принадлежит «Киевэнерго». К таким последствиям для коммунальщиков привела крайне низкая платежеспособность граждан. Еще в середине 2016 года тарифы на горячую воду и отопление повысили вдвое, после чего подняли тарифы и на водоснабжение. Естественно они взяты не с потолка – их повысили из-за подорожания газа и электроэнергии. В результате субсидии стало оформлять все больше граждан, их общее количество достигло более 46% от общего числа украинских семей, то есть более 8 млн. домохозяйств. Это в очередной раз свидетельствует о крайней бедности населения.

Долги продолжают расти еще и потому, что в госбюджете фактически не хватает средств на субсидии. Но даже те средства, которые есть, не перечисляются своевременно коммунальным предприятиям. При этом субсидии также приходится постоянно увеличивать. Например, в бюджете-2017 предусмотрено почти 50 млрд. гривен, однако реальных субсидий потребуется гораздо больше. По мнению экспертов, необходимо как минимум 75 млрд. гривен, к тому же субсидии не рассчитываются своевременно. К апрелю 2017 года бюджет задолжал коммунальщикам более 30 млрд. гривен, причем большая часть суммы является долгом конкретно перед теплоснабжающими организациями. Это привело к тому, что коммунальщикам попросту не хватает средств на то, чтобы приобретать газ у «Нафтогаза». Государство при этом вынуждено снижать все социальные нормативы. На данный момент в Киеве уже потратили 90% предполагаемых субсидий, а по всей стране – более 70%.

Еще одной причиной роста долга стали непрозрачные взаиморасчеты предприятий ТКЭ с «Нафтогазом». Ресурсы субсидий поступают на счета «Нафтогаза», после чего транзитом попадают на счета коммунальщиков и оттуда снова возвращаются в «Нафтогаз». Данные манипуляции зависят от газового монополиста. До тех пор пока не введена монетизация субсидий остается возможность производить расчеты как с коммунальщиками, так и с бюджетом, проводят туда-сюда виртуальные деньги через взаиморасчеты. Об этом постоянно говорят эксперты, обвиняя монополистов в злоупотреблениях. На самом деле более 85% расчетов, связанных с субсидиями, идут именно по взаимозачетам. Но контролировать это должен Минфин, хотя фактически мониторинг никто не проводит. При этом в министерстве финансов уверяют, что вопросами субсидий и госбюджета должна заниматься счетная палата. Механизм взаиморасчетов основан на подписании Совместных протокольных решений, а стороны проводят взаиморасчеты через казначейство. Подобную систему не только сложно администрировать, она также затрудняет возможность найти виновного в задержке по расчетам, так как в таких протокольных решениях могут участвовать более пяти сторон, что фактически приводит к накоплению обязательств. Единственным путем решения этой проблемы является переход на расчет живыми деньгами.

Если сложить все доходы «Нафтогаза Украины», то сумма превысит 100 млрд. гривен в год. Из данных средств можно формировать и субсидирование для населения. Однако теперь перед правительством стоит задача превратить этот ресурс в живые деньги, а не в виртуальные взаимозачеты. Подобная трансформация будет невыгодна «Нафтогазу». Фактически монополист использует бюджетные субсидии для того чтобы рассчитываться с прошлогодними долгами, но сумма ограничена и ее не хватает на расчеты по текущим долгам. Это приводит к постоянному увеличению долга и начислению пени, общая сумма которой уже перевалила за 6 млрд. грн. При этом «Нафтогаз», фактически создающий такую ситуацию, инициирует массу судебных процессов против коммунальщиков.

Сможет ли новый закон остановить конфронтацию между «Нафтогазом» и предприятиями ТКЭ? На сегодняшний день почти все предприятия отрасли находятся под угрозой блокировки счетов. Принятие закона как минимум решит эту проблему. В правительстве также подготовили внесение изменений в постановление КМУ №217, которое и вовсе сделает блокировку счетов невозможной. Затем на очереди фактическая монетизация субсидий. Впрочем, полностью выйти из этой ситуации и решить проблему власти смогут не ранее чем через год.

По материалам: Job-sbu.org

Материалы по теме: