Как осваивают 800 млрд в Украине

За последние три года в Украине не проведено сколько-нибудь значимых экономических реформ. Тем не менее, власть сумела навязать обществу миф о мега-успешной реформе процедуры госзакупок на базе системы ProZorro....

За последние три года в Украине не проведено сколько-нибудь значимых экономических реформ. Тем не менее, власть сумела навязать обществу миф о мега-успешной реформе процедуры госзакупок на базе системы ProZorro.

В этом интересы чиновников совпали с интересами получателей грантов от европейских и американских спонсоров. “Грантоеды” сумели реализовать неплохой проект и широко его разрекламировать. Власть сделала вид, что на этом реформа госзакупок окончена.

На самом деле, ProZorro не оградила ни от закупок по завышенным ценам, ни от искусственного ограничения допуска к ним – когда закупка на самом деле осуществляется у “нужной” компании. Нередки обратные случаи – когда в разных областях Украины один и тот же товар закупается по разной цене. Реальный эффект от внедрения системы оказался весьма ограниченным. Регулярные пассажи о том, сколько денег “сэкономила” система – это изысканная манипуляция фактами.

Однако госзакупки – далеко не единственная и, возможно, даже не главная проблема неэффективности расходования государственных средств. Более того, госзакупки — это лишь часть государственных расходов, общая сумма которых превышает собственно “госзакупочную” в разы.

Важнейшей составляющей расходования бюджетных средств являются бюджетные программы. Это планы, по которым планируется осваивать государственные деньги. Дьявол, как это часто бывает, кроется в нюансах освоения средств в рамках реализации таких программ.

Оцените масштабы. Законом о госбюджете на 2017 год предусмотрено 709 бюджетных программ на финансирование главных распорядителей бюджетных средств (министерств, ведомств, центральных органов исполнительной власти, или ЦОИВ). Через них должны быть освоены расходы в объеме 800 млрд грн из госбюджета.

Скажем, для Минагрополитики предусмотрено 29 бюджетных программ, Минэнерго – 20, Минрегион – 19 и т.д.

Наш опыт показывает, что возможно “распиливать” миллиарды совершенно законно. Главное – соблюсти букву закона, которая зачастую далека от духа закона.

Паспорт бюджетной программы

Техническая справка: Необходимым условием для открытия финансирования казначейством по любой бюджетной программе является утверждение ее паспорта. Порядок составления паспортов бюджетных программ определен приказами Минфина “О паспортах бюджетных программ” от 29.12.02 №1098 и “О результативных показателях бюджетной программы” от 10.12.10 №1536. Паспорта бюджетных программ утверждаются совместным приказом главного распорядителя бюджетных средств и Минфина.

На всех стадиях бюджетного процесса должна осуществляться оценка эффективности выполнения бюджетных программ. Контроль должны осуществлять Минфин и Госказначейство.

Мы приблизились к самому главному.

По сути, единственным пунктом контроля является вопрос целевого расходования средств! А вовсе не реальные результаты деятельности министерств, ведомств, ЦОИВ по достижению намеченных в бюджетных программах целей!

Вот та лазейка, через которую уплывают в карманы предприимчивых чиновников и олигархов бюджетные миллиарды.

Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.

Бюджетной программой Минрегиона, по коду бюджетной классификации 2751010 “Руководство и управление в сфере регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства”, предусмотрены объемы финансирования в 86,4 млн грн.

Паспортом этой бюджетной программы утверждены:

Стратегическая цель:

увеличение способных, самодостаточных территориальных общин, развитие и реализация программ строительства доступного жилья, образования базы интегрированной в международно-правовое пространство, внедрение стимулирующего ценообразования для финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры, решение проблем задолженности по компенсации разницы в тарифах.

Комментарий Realist’а: обо всем и очень пафосно.

Показатели эффективности:

1. Количество разработанных, рассмотренных и согласованных нормативно-правовых актов на одного работника Минрегиона.

2. Количество полученной и обработанной корреспонденции (поручений, обращений граждан, писем) на одного работника Минрегиона.

3. Средняя стоимость человеко-дня командировки работников Минрегиона.

4. Средний размер судебного сбора за подачу одного иска.

5. Средняя стоимость повышения квалификации на одного человека.

Комментарий Realist’а: Очевидно, что между определенными показателями эффективности и Стратегической целью финансирования из Госбюджета в сумме 86,4 млн грн в принципе отсутствует какая-либо причинно-следственная связь.

Более того, при таких “показателях эффективности” деньги на эту программу можно тратить год за годом в любых объемах и даже соблюдать целевой характер их расходования – вот только достижение поставленной цели при этом чиновникам не нужно, а вопрос ее достижения никем не контролируется!

Может быть приведенный пример – исключение?

Нет – об этом говорят другие примеры, по другим министерствам и ведомствам.

Пример 2.

По коду бюджетной классификации 2501010 “Руководство и управление в сфере социальной политики” предусмотрено выделение Минсоцполитики из бюджета 136,1 млн грн.

Целью их освоения значится “обеспечение реализации эффективной политики, направленной на повышение экономической активности населения и предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан”.

Комментарий Realist’а: снова ни о чем и обо всем, и снова пафосно, чтобы «торчал» социальный эффект.

Показатели эффективности выполнения госпрограммы завораживают:

1. Количество проработанной корреспонденции (поручений, писем) на одного работника.

2. Средняя стоимость одной единицы приобретенного активного сетевого оборудования.

3. Средняя стоимость одной командировки по Украине.

4. Средняя стоимость одной командировки за границу.

Комментарий Realist’а: Какое отношение эти показатели эффективности могут иметь к повышению экономической активности населения??? Абсолютно никакого.

Вот еще один характерный случай.

Пример 3.

По коду бюджетной классификации 0901010 “Осуществление прокурорско-следственной деятельности, подготовка и повышение квалификации кадров прокуратуры” предусмотрено выделение Генпрокуратуре из бюджета 4,9 млрд грн.

Цель их выделения: “Защита прав и свобод человека, общих интересов общества и государства”.

Комментарий Realist’а: короче, прокуратуре нужны деньги на воспитание кадров.

Показатели эффективности освоения средств прекрасны:

1. Среднемесячная зарплата 1 прокурорско-следственного работника.

2. Среднемесячная зарплата 1 госслужащего, другого работника.

3. Среднемесячное денежное содержание 1 прокурорско-следственного работника военных прокуратур (военнослужащего).

4. Среднемесячное денежное содержание 1 прокурорско-следственного работника военных прокуратур (военнослужащего), который непосредственно участвует в АТО.

5. Стоимость повышения квалификации 1 работника/специальной подготовки 1 кандидата на должность прокурора.

6. Количество производств (дел) на 1 прокурора, рассмотрение которых требует его обязательного участия в суде.

Комментарий Realist’а: Как видим, и здесь связи между показателями эффективности и защитой прав и свобод человека нет никакой. Качество образования, уровень защиты интересов общества, доход прокурора и количество расписанных на него дел связаны? Да, но с тем же успехом можно вписать сюда количество джипов, припаркованных возле здания прокуратуры.

То есть проблема на самом деле системная.

Чиновники, закладывая абсолютно абсурдные показатели эффективности, создали себе неисчерпаемый клондайк возможностей для постоянного освоения бюджетных средств без какой-либо ответственности за недостижение поставленных целей.

Пример 4.

Вот одна из самых впечатляющих программ – по коду 2301360 “Лечение граждан Украины за границей”.

Общая сумма – 204 млн грн. Распорядитель – Министерство охраны здоровья.

Цель выделения этих средств – “обеспечение лечения граждан Украины за границей в случаях, когда медицинская помощь невозможна в медицинских учреждениях Украины”.

Комментарий Realist’а: общая цель – благая и правильная. Конечно, вызывает вопрос, почему бы на эти гигантские суммы не создать условия для запуска видов лечения в Украине – закупить оборудование и даже заключить контракты с супердорогими врачами. Воспитать своих, наконец.

Показатели эффективности выполнения госпрограммы:

1. Количество лиц, нуждающихся в лечении за границей.

2. Количество пациентов, направленных на лечение за границу.

3. Средние расходы на лечение одного пациента.

4. Удельный вес лиц, прошедших лечение за границей в общем количестве лиц, нуждающихся в лечении.

Комментарий Realist’а: Налицо не просто отсутствие связи между целью и показателями эффективности использования средств, а и потенциальная коррупция!

В частности, количество нуждающихся определяет некая комиссия МОЗ, которая выделяет 140 человек в 40-миллионной стране!

А отправить на лечение та же комиссия решила и вовсе 75 (неплохо было бы огласить весь список) со средней стоимостью лечения в 2,72 млн грн.

Именно достижение этих результатов и будет свидетельствовать об эффективности выполнения программы. Может, все таки создать условия для лечения этих людей в Украине?

При этом самим фактом достижения или недостижения целей никто даже не интересуется. В Украине, как в плохом доме, нет хозяина, которого интересует суть происходящего в стране.

Другими словами, вся система государственной власти Украины не нацелена на достижение каких-либо реальных целей, а существует лишь для освоения бюджетных средств.

Со всеми вытекающими для государства последствиями.

Автор материала: Сергей Саливон

По материалам: Facenews.ua

Материалы по теме: