Как аэропорт «Борисполь» теряет десятки миллионов гривен из-за монополии в зоне Duty Free

В среду, 21 августа, состоится первый за 5 лет конкурс на передачу в аренду торговых площадей в режимной зоне Duty Free Международного аэропорта “Борисполь”. Об этом сообщил коммерческий директор...

В среду, 21 августа, состоится первый за 5 лет конкурс на передачу в аренду торговых площадей в режимной зоне Duty Free Международного аэропорта “Борисполь”.

Об этом сообщил коммерческий директор аэропорта Георгий Зубко.

“Для меня лично и моей команды завтра знаковый день. Впервые со старта моей работы в “Борисполе” я стану свидетелем конкурса на аренду площадей (25 квадратных метров) под торговлю в режимной зоне терминала D”, — написал Зубко на своей странице в социальной сети “Facebook”. 

Проводить аукцион будет Фонд государственного имущества, который в 2014 году, когда в последний раз проводился конкурс, отдал почти 2820 квадратов в аэропорту фактически одному человеку по цене всего лишь 55$ за квадратный метр. Большинство торговых площадей сроком на 10 лет по такой цене получили три фирмы: ООО “БФ Групп”, ООО “КиевРианта” и ООО “БФ энд ГБ Тревел Ритейл”. Во всех трех конечным бенефициаром является Артур Гранц, бизнесмен, близкий, по информации СМИ, к уже бывшему народному депутату Украины от партии “Народный фронт” Андрею Иванчуку.

Заполучить за раз по такой низкой цене большинство коммерческой площади международного аэропорта Артуру Гранцу удалось благодаря конкурсу, условия которого Фонд государственного имущества прописал таким образом, что победить в нем могли как раз только указанные фирмы. 

В частности, в условиях конкурса указывалось, что принимать в нем участие могут только те предприятия, которые имеют опыт работы в Украине более трех лет. Таким образом был “отброшен” основной конкурент фирм группы “БФ” — швейцарский оператор беспошлинной торговли Dufry. 

По итогу уже шестой год фирмы Артура Гранца платят аэропорту “Борисполь” в 4 раза меньше денег, чем, к примеру, платят арендаторы в зоне Duty Free в аэропорту “Львов”, где цена одного квадратного метра составляет порядка 10 тысяч гривен. 

Более того, как рассказал коммерческий директор аэропорта Георгий Зубко, в не режимной зоне терминала D по результатам последних конкурсов каждый квадратный метр магазина WOG стоит около $315 за квадратный метр. 

“А конкурс по передаче в аренду 3,7 квадратных метров для билетного агентства привел к результату около $660 за квадратный метр”, — рассказал он. 

Это означает, что аэропорт “Борисполь” благодаря непрозрачно проведенному в 2014 году Фондом госимущества конкурсу недополучает десятки миллионов гривен в месяц. Хотя не только “Борисполь”, но и государственный бюджет — учитывая, что 70% прибыли от аренды коммерческих площадей аэропорт отдает в бюджет, а только 30% оставляет себе. 

Более того, очевидно, что отдавать коммерческие площади в аренду на 10 лет по фиксированному тарифу без его корректировки — мягко говоря, невыгодно, так как пассажиропоток аэропорта ежегодно растет, а это значит, что регулярно растет и прибыль арендаторов торговых мест. Вот только аэропорт от этого роста благодаря 10-летнему контракту с фирмами Артура Гранца никакого профита не получает. 

Конкурс на 25 квадратных метров, который проведет Фонд госимущества 21 августа, действительно знаковый — он покажет, изменилась ли ситуация в самом фонде и в правительстве в целом со времен, когда им руководил лидер “Народного фронта” Арсений Яценюк. Если по итогам конкурса цена аренды будет рыночной, а не заниженной, то это подтвердит непрозрачность, а может даже и преступность принятого в 2014 году решения отдать почти 3 тысячи квадратов в “Борисполе” на 10 лет фирмам бизнес-партнера “фронтовика” Иванчука по невыгодной цене — как для аэропорта, так и для государства. 

“Согласно теории относительности, завтра мы получим цену за квадратный метр в режимной зоне терминала D, учтем коэффициент “большой/малой площади” — и уже тогда будем делать выводы!” — написал коммерческий директор “Борисполя” Георгий Зубко.

По его словам, процедуру, по которой коммерческие площади аэропорта “Борисполь” в аренду передает Фонд государственного имущества, точно нельзя назвать эффективным механизмом.

“Необходимо проводить постоянную работу по повышению эффективности каждого квадратного метра коммерческих площадей. Их количество ограничено, поэтому мы не можем позволить себе неэффективное их использование. Выбор потенциального арендатора должен происходить прозрачно и с максимальной финансовой выгодой”, — заявил Зубко.

Источник: delo

Материалы по теме: