Депутат Дзензерский: схемы многомиллионного бизнеса

Депутат Дзензерский: схемы многомиллионного бизнеса  Народный депутат Денис Дзензерский может быть связан с незаконным производством автомобильных аккумуляторов, продажи которых на внутреннем и внешних рынках приносят немногим меньше миллиарда гривен....

Депутат Дзензерский: схемы многомиллионного бизнеса 

Народный депутат Денис Дзензерский может быть связан с незаконным производством автомобильных аккумуляторов, продажи которых на внутреннем и внешних рынках приносят немногим меньше миллиарда гривен. Теневую бизнес-схему подробно изучили следователи Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), и детально описали в аналитических материалах, часть которых была переслана по электронной почте в редакцию КомментарииУА. В связи с проведением оперативных действий на предмет законности схемы источник информации не подлежит разглашению.

Как следует из документов, принадлежащая депутату группа Westa остается крупнейшим производителем на украинском рынке, а география ее экспорта впечатляет: Российская Федерация, Беларусь, Польша, Грузия, Ирак, Йемен, Ливан, Венгрия, Казахстан, Турция, США, Великобритания и многие другие страны. Хотя все предприятия группы Westa формально находятся в процедуре банкротства, а их производственные мощности — под арестом.

В розничных сетях Украины до сих пор можно часто встретить аккумуляторы, производителем которых указана холдинговая компания из Люксембурга WESTA ISIC, контролировавшая производственные мощности в Украине перед проведением IPO на Варшавской фондовой бирже. Впоследствии это размещение акций стало предметом расследования польских органов финансового надзора. Дениса Дзензерского уличили в нецелевом использовании привлеченных у инвесторов средств — основную часть украинский политик якобы попросту вывел в оффшоры. А последующее банкротство группы Westa и делистинг ее акций на ВФБ нанесли огромные убытки институциональным инвесторам, среди которых оказался и польский пенсионный фонд.

Формальные процедуры банкротства предприятий группы Westa привели к тому, что европейские инвесторы с ВФБ не могут вернуть свои $ 50 миллионов долларов, а пул кредиторов, среди которых и украинские государственные банки Ощад и Укрэксим, несколько лет безуспешно пытаются взыскать долги по кредитам на сумму около 5 миллиардов гривен. Основная масса этих долгов гарантированы личными поручительствами депутата Дзензерского, который унаследовал производственную империю Westa от своего отца Виктора Дзензерского.

Именно эти пять миллиардов стали причиной пристального интереса НАБУ, САП и Генпрокуратуры к персоне малоизвестного и совершенно непубличного депутата. Денис Дзензерский, согласно его официальной депутатской декларации, живет исключительно за счет подарков от отца и жены, которые ежегодно дарят политику десятки миллионов гривен.

Но после нескольких лет следствия и сбора достаточного для анализа количества материала о бизнесе Дениса Дзензерского, САП неожиданно закрывает дело о факте сокрытия депутатом в официальной декларации данных об обязательствах перед кредиторами на 4 миллиардов. Закрытие дела в отношении народного депутата стало причиной острой публичной перепалки в СМИ между САП и НАБУ. Перед этим антикоррупционные прокуроры готовили представление о снятии депутатской неприкосновенности с владельца Westa. САП прекратила расследование, несмотря на множество выявленных следователями фактов нарушений как в деятельности подконтрольных Дзензерскому предприятий группы Westa, так и непосредственно в действиях самого депутата, который вопреки законодательному запрету продолжает осуществлять оперативный контроль и управление этим бизнесом, получает от него теневые доходы.

Как спрятать многомиллионный теневой производственный бизнес 

Производство аккумуляторов — высокодоходный бизнес. Украинские предприятия группы Westa в 2010–2013 гг, согласно данным официальной международной аудиторской отчетности размещенной на сайте группы, зарабатывали от 55,2 до 16,4 миллионов долларов EBITDA — это показатель прибыльности бизнеса, если не тратить средства на инвестиции, обслуживание кредитов и уплату налогов. Westa с 2012 года не тратила деньги на подобные мелочи. Но прибыльность бизнеса падала по мере роста доли офшорных и давальческих операций группы.

Производителями продукции Westa и держателями всего производственного оборудования являются компании группы — «Веста Днепр» и «Веста Индастриал». Формально они пребывают в процедуре банкротства, производство остановлено, а производственное оборудование находится в залоге у кредиторов, и без их согласия не может быть передано третьим сторонам. Таким образом, предприятия Дениса Дзнензерского не могут официально производить аккумуляторные батареи.

Но как удалось выяснить следователям, предприятия группы компаний Westa до сих пор производят автомобильные аккумуляторы на своей традиционной производственной площадке АО «Днепровский машиностроительный завод», председателем правления которого является Никитин Дмитрий Сергеевич. Здесь же зарегистрированы компании-сателлиты группы Westa: «Веста Днепр», «Веста Индастриал» и «Веста Кар Батери», бенефициаром которой официально указан тот же Никитин, бизнес-партнер и представитель интересов Дениса Дзензерского.

В процедуре банкротства «Веста Индастриал» с заявлением о восстановлении ее платежеспособности обратилось компания — «Абрис Днепр», официально входящая в группу Westa, что указано на ее официальном сайте. Руководителем и собственником этого предприятия является Кручек Сергей Васильевич, он же — член Наблюдательного совета ПАО «Днепротелеком», зарегистрированного там же на ул. Строителей, дом 34. Согласно данным системы по раскрытию информации на фондовом рынке акционерами ПАО «Днепротелеком» является, в том числе, компания из группы Westa «Промышленные энергетические системы». Следовательно, все компании группы напрямую связаны через должностных лиц и бенефициаров этих компаний: «Веста Днепр», «Веста Индастриал», «Промышленные энергетические системы», «Веста Кар Батери», «Адонис Днепр», «Абрис Днепр», АО «Днепровский машиностроительный завод».

Хотя структуры Дзензерского пытались вывести оборудование из-под залога посредством заключения договоров о предоставлении в пользование, но пока им это не удалось, а договоры были признаны недействительными (решение хозяйственного суда Днепропетровской области от 15.03.16г. дело № 904/801/16 и от 04.02.16г. дело № 904/10105/15). Кроме того, ликвидатор «Веста Днепр» и распорядитель имущества «Веста Индастриал» в сентябре 2016 года обращались с требованиями о возврате имущества из незаконного владения. Но «Веста Кар Батери» проигнорировала это требование, имущество не вернула и продолжает его незаконную эксплуатацию, что может стать предметом отдельного уголовного производства.

При этом никто не может получить доступ на территорию «Днепровского машиностроительного завода», поскольку предприятие имеет статус «режимного объекта» с ограниченным доступом и военизированной охраной. Напомним, что бизнесмен Денис Дзензерский избран в Раду по спискам «Народного Фронта», а также официально входит в состав коллегии Министерства внутренних дел.

Производственная площадка на ДМЗ настолько закрыта для посторонних, что на территорию завода не могут попасть даже представители государственных контролирующих структур. Например, Днепропетровский окружной административный суд рассматривает дело № 0440/5431/18 по иску Государственной экоинспекции Днепропетровской области к «Веста Кар Батери». Представители Госэкоинспекции не могут провести проверку опасного производства, поэтому требуют остановить изготовление и прекратить реализацию аккумуляторов. Это может служить дополнительным доказательством, что производство и бизнес Дениса Дзензерского работают и процветают. Общеизвестно, что свинец, кислоты и сам технологический процесс производства аккумуляторных батарей — чрезвычайно экологически опасны. Тем не менее, благодаря «режимному статусу» огромное незаконное производство, несущее существенные риски для экологии целого региона, избегает проверок экоинспекцией.

Кто такие Абрис и Адонис 

Трудно ответить на вопрос: как крупные операторы внутреннего рынка и поставщики на внешние рынки могут обладать таким статусом, не имея производства в Украине.

Тем не менее, автомобильные аккумуляторы Westa до сих пор остаются одними из самых распространенных и покупаемых на украинском рынке. Они представлены практически в каждом специализированном магазине, крупных универсальных гипермаркетах и в онлайновой торговле. Приведем лишь небольшой перечень сайтов, которые предлагают к продаже продукцию предприятий группы Westa: это сайты akb24AvtoKum, портал торговых предложений HotLine и интернет-магазин AvtoStop. Аккумуляторы поступают в продажу под торговыми марками Westa, Forse, Vega, Исток, UNO, Inter Tab и множеством других наименований. Кроме того, компания отпускает свою продукцию без маркировок известным международным брендам. Как установили следователи, до 80% аккумуляторов компании Westa Дениса Дзензерского отправляются на внешние рынки.

Перечень стран, куда подконтрольные группе компаний Westa предприятия осуществляют экспортные поставки огромен: Греция, США, Великобритания, Беларусь, Молдова, Турция, Польша, Италия, Армения, Грузия, Ирак, Нидерланды, Франция, Болгария, Венгрия, Бельгия, Азербайджан, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Ливан, Португалия, Йемен, Ирландия и даже Российская Федерация. Экспортные поставки группы Westa осуществляют компании «Абрис Днепр», «Адонис Днепр» и «Веста Кар Батери». Следователям удалось выявить всю географию поставок, а на основе таможенных данных выяснить и объемы экспорта, которые достигают без малого миллиарда гривен.

На всех аккумуляторных батареях, которые удалось обнаружить антикоррупционным следователям в розничной продаже на территории Украины, указан производитель WESTA ISIC. Редакции также удалось найти аккумуляторы этого производителя в одной из сетей гипермаркетов. На этих аккумуляторах производителем указана «Веста Кар Батери», а гарантийные обязательства WESTA ISIC, а поставщик — некий «Торговый Дом «Велес».

Но согласно открытым биржевым данным и отчетности люксембургской компании WESTA ISIC, она не является производителем, а лишь контролирует производственные мощности в городе Днепр, принадлежащие компаниям «Веста Днепр», «Веста Индастриал» и «Промышленные энергетические системы». Но эти предприятия уже многие годы находятся в процедурах банкротства из-за многомиллиардных долгов перед банками. Действующее законодательство Украины исключает — прямо запрещает — осуществление хозяйственной деятельности и получение прибыли в процессе процедур банкротства до его полного завершения. «Веста Днепр» в 2014 году, а «Промышленные энергетические системы» в 2015 признаны банкротами. А компания «Веста Индастриал», пробыв до недавнего времени в процедуре ликвидации, находится в процедуре распоряжения ее имуществом одним из кредиторов — банком «Форум», который сам после банкротства находится на попечении Фонда гарантирования вкладов физлиц.

Тем не менее, как видно из фото выше, в 2016 году компания выпускает аккумуляторы, когда производственные предприятия уже находились в процедуре банкротства, и не имели права заниматься производственно-сбытовой деятельностью и получать прибыль до завершения процесса ликвидации. Речь, в таком случае, может идти о конкретном уголовном преступлении — фиктивное предпринимательство, а оно, как правило, связано и с уклонением от уплаты налогов.

Компании, входящие в группу Westa, осуществляют также активный импорт сырья из-за рубежа для производства аккумуляторных батарей. Это также подтверждает незаконную производственную деятельность на производственных линиях предприятий-банкротов. Речь идет об импортных операциях компаний «Веста Кар Батери» и «Адонис Днепр» на десятки миллионов, поставки осуществляются из множества стран мира: Российская Федерация, Австрия, Беларусь, Великобритания, Чехия, Китай, Италия, Германия.

Российский фронт депутата Дзензерского 

Отдельного внимания заслуживают внешнеторговые операции компаний Дениса Дзензерского со страной-агрессором, объем которых достигает 300 млн гривен. «Абрис Днепр» и «Адонис Днепр» осуществили около двух сотен экспортных поставок аккумуляторов в Российскую Федерацию на общую сумму около 115 млн грн. Объемы импорта из России достигают 150 млн. грн. Там компании «Адонис Днепр» и «Веста Кар Батери» закупают сырье для производства аккумуляторов: свинец рафинированный, серную аккумуляторную кислоту, полипропилен, необработанный свинцово-сурьмянистый сплав.

Россия для депутата Дзензерского — один из крупнейших партнерских рынков. Бизнес нардепа завязан на разветвлённую сеть производственных, логистических и сбытовых предприятий. Производственная основа российского бизнеса украинского народного депутата — ОАО «Русские аккумуляторы» в Курске. В коммерческих каталогах компания указывает, что осуществляет поставки аккумуляторных батарей для нужд Министерства обороны РФ.

Управляет курским ОАО «Русские аккумуляторы» уже упоминавшийся выше Дмитрий Никитин — бенефициар украинской компании «Веста Кар Батери» и предправления «Днепровского машиностроительного завода».

Летом прошлого года в Курске даже разгорелся скандал из-за задержек с выплатой заработной платы на предприятиях Дениса Дзензерского, они подверглись проверкам Трудовой инспекции РФ. Ситуация выплеснулась в местные СМИ, в ее урегулирование вынужден был вмешиваться губернатор Курской области Александр Михайлов. Как следствие, в российских СМИ всплыли обвинения в адрес украинского депутата Дзензерского, мол «украинцы плохо управляют курским аккумуляторным заводом». Тогда же появилось совместное протокольное фото с одной из встреч курского губернатора с украинским народным депутатом Дзензерским и его топ-менеджером Никитиным. Последний, по словам сотрудников завода, осуществляет управление предприятием, и «устраивает разгромные планерки на заводе».

На фото: (справа на лево) Дмитрий Никитин, Денис Дзензерский и курский губернатор Александр Михайлов 

Какие уголовные нарушения Дзензерского прикрывают его покровители 

По какому-то дикому стечению политических обстоятельств, человек, которому грозит уголовное преследование в странах Европейского Союза, а также уличенный в многочисленных уголовных нарушениях в Украине, до сих пор неприкосновенен и обладает статусом народного депутата Украины.

Можно только догадываться, почему САП инициировала закрытие дел в отношении Дениса Дзензерского. Но реакция на это со стороны НАБУ ярко свидетельствует, что эти дела могут быть с такой же легкостью реанимированы. Уголовное преследование за фиктивное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, использование поддельных документов — как минимум четыре довольно серьезных статьи Криминального Кодекса. Перед тем, как САП отправила дело Дзензерского в долгий ящик, также рассматривались возможности блокирования незаконного бизнеса народного депутата.

Также нельзя сбрасывать со счетов возможные юридические претензии к Денису Дзензерскому со стороны зарубежных инвесторов, когда они узнают, что формально обанкротившаяся группа Westa продолжает успешную масштабную коммерческую деятельность.

comments.ua

Материалы по теме: