Чем закончится кризис между Саудовской Аравией и Канадой

Невозможно объяснить так быстро разгоревшийся кризис между Саудовской Аравией и Канадой одним только комментарием по поводу призыва Канады освободить задержанных в Саудовской Аравии активистов. Расхождения между двумя странами существуют...

Невозможно объяснить так быстро разгоревшийся кризис между Саудовской Аравией и Канадой одним только комментарием по поводу призыва Канады освободить задержанных в Саудовской Аравии активистов.

Расхождения между двумя странами существуют не только по этому вопросу и не только в одном направлении и для разрешения сегодняшнего кризиса в отношениях потребуется посредничество, ряд серьезных дипломатических шагов на разных уровнях.

Эр-Рияд посчитал комментарий министра по иностранным делам Канады Кристин Фриланд с призывом освободить арестованных активистов вмешательством во внутренние дела и нарушением суверенитета Саудовской Аравии, со стороны которой последовала реакция и поэтапная эскалация, отразившие существование огромных разногласий между правительствами двух стран. Решение о прекращении воздушного сообщения между Торонто и Эр-Риядом, замораживание торговли, отзыв 12 тысяч саудовских студентов, обучающихся в Канаде, высылка канадского посла из-Эр-Рияда и отзыв саудовского посла в Оттаве является не просто ответом на комментарий Фриланд, оно было принято за три дня до этого.

Существует три основных причины нынешней эскалации в отношениях между Саудовской Аравией и Канадой:

Во-первых, напряженность в отношениях между Канадой и Саудовской Аравией существовала еще до появления комментария Фриланд и исходит из характера отношений, которые сложились между наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бин Сальманом и премьер-министром Канады Джастином Трюдо. Эти люди не встречались лично с момента их политического взлета и обладают разным, а иногда и противоположным подходом в сфере политики. Нынешняя политика саудовской Аравии отличается импульсивностью и решимостью в подходах и связью между политикой и экономикой, в то время как канадская политика, проводимая правительством Трюдо, отличается либеральным и прогрессивным подходом к решению проблем, как внутри страны, так и за рубежом. Это абсолютно два разных подхода, и они не могли не сталкиваться, будь то публично или за кулисами, при решении общих вопросов.

Во-вторых, косвенное столкновение произошло до появления комментария Фриланд, и связано оно было со сделкой о продаже Канадой оружия для Саудовской Аравии на сумму 15 млрд. долларов. Эр-Рияд подписал соответствующее соглашение еще в 2014 году с бывшим правительством Канады во главе со Стивеном Харпером, и как большинство оборонных контрактов, Саудовская Аравия рассматривала его, как отправную точку для укрепления отношений с Канадой, считает аналитик и профессор политологии Университета Оттавы Томас Джонва. Но с приходом к власти в Канаде либералов во главе с правительством Трюдо в 2015 году, усилилось давление в пользу отмены сделки и маховик улучшения отношений между странами был приостановлен.

И хотя Трюдо настаивает на продолжении сделки, которая гарантирует создание около 3000 рабочих мест, общий климат отношений уже не тот, что был в 2014 году. Сегодняшний кризис может стать отправной точкой либо в восстановлении саудовско-канадских отношений и сохранении сделки, либо сделает этот кризис затяжным.

В-третьих, Саудовская Аравия проявляет крайнее недовольство, когда кто-либо вмешивается в дела, касающиеся активистов, или любые другие вопросы, которые королевство рассматривает в рамках собственной национальной безопасности. Мы наблюдали, как подобное недовольство привело к столкновению с Швецией, Германией, а сегодня и Канадой. Несмотря на то, что некоторые сравнивают нынешний кризис с Канадой с катарским кризисом, все же по своему характеру и возможным последствиям он больше напоминает кризис с Швецией.

Канада стала на путь поиска посредника в лице ОАЭ или Великобритании для урегулирования отношений с Саудовской Аравией. Это посредничество еще не означает, что решение будет, но отражает серьезность намерений Канады по сдерживанию кризиса, и его разрешению на низких тонах. Также это означает признание Канадой всей глубины разногласий и потребности в посредничестве вместо того, чтобы пояснять комментарий своего министра.

Ближайшим партнером Саудовской Аравии является ОАЭ, у которых также налажены прочные отношения с Канадой, таким образом, ОАЭ способны сгладить разногласия и наладить открытый диалог между двумя сторонами. Этот диалог поможет продолжить отношения в сфере обороны и политики, но займет много времени, принимая во внимание противоречивость подходов сторон в данное время.

Кризис между Саудовской Аравией и Канадой, спровоцированный комментарием Фриланд, становится важным поворотным моментом в отношениях между двумя странами. Если посредничество и диалог по нерешенным вопросам между Эр-Риядом и Оттавой будут успешными, отношения между сторонами станут отличаться сотрудничеством и открытостью, обратное приведет к затяжному кризису и изменениям в экономической, политической и даже образовательной сфере. Но начать такой диалог, даже в сложившейся ситуации, необходимо для того, чтобы снять напряжение и открыто обсудить противоречия по всем вопросам и о будущем двусторонних отношений.

Но, понятно одно: саудовские власти не могли открыто предъявить претензии Канаде не получив одобрения от самого Трампа. Поэтому этот дипломатический кризис является рикошетом … от Белого дома в сторону северного соседа…

korrespondent.net

Материалы по теме: