Больше лоукостов – дешевых и разных

Появление новых авиаперевозчиков – явление позитивное для развития украинского авиарынка. Рост конкуренции со стороны иностранных бюджетных авиакомпаний вынуждает отечественных авиаперевозчиков предлагать пассажирам более гибкую тарифную сетку и увеличивать количество...

Появление новых авиаперевозчиков – явление позитивное для развития украинского авиарынка. Рост конкуренции со стороны иностранных бюджетных авиакомпаний вынуждает отечественных авиаперевозчиков предлагать пассажирам более гибкую тарифную сетку и увеличивать количество маршрутов.

В результате общих усилий украинских и иностранных перевозчиков можно ожидать, что количество рейсов и направлений в 2017 году заметно увеличится, а пассажиропоток покажет активный рост, не меньше, чем в прошлом году.

Рост авиарынка привлекает иностранцев

По результатам 2016 года украинский авиарынок показал рост 32%, превысив показатели рекордного 2013 года. В первом квартале 2017 года также наблюдается рост авиаперевозок.

По данным Госавиаслужбы пассажиропоток через украинские аэропорты за первый квартал вырос на 38% в сравнении с показателем прошлого года, а на международных маршрутах рост составил около 40%.

Активный прирост рынка способствует повышению интереса к авиаперевозкам в Украине со стороны иностранных авиакомпаний. Европейские лоукосты стали активнее заходить в региональные аэропорты – Харьков, Львов, Одессу для осуществления прямых рейсов с городами Евросоюза.

Выход на отечественный рынок ирландской компании Ryanair, являющейся крупнейшим бюджетным авиаперевозчиком в Европе, говорит о том, что наша страна становится все более привлекательной для иностранных игроков, и в обозримом будущем можно ожидать появления у нас и других авиакомпаний мирового уровня.

Как ожидается, Ryanair может составить серьезную конкуренцию другому, популярному у нас лоукосту – венгерской компании Wizz Air.

Как работает «лоукост»?

Исходя из европейского опыта, лоукст перевозчики обеспечивают низкую стоимость билетов за счет минимизации своих расходов. Для этого они ориентируются на небольшие региональные аэропорты с малым пассажиропотоком.

Гарантируя аэропорту заметный рост трафика, лоукосты получают снижение стоимости обслуживания в аэропорту, иногда до 80-90%. Это дает возможность бюджетным авиаперевозчикам обеспечить большое количество рейсов при высокой наполняемости пассажиров на каждом маршруте.

Например, Ryanair обслуживает свыше 1,7 тыс. направлений между 185 аэропортами в 28 европейских странах, совершая более 1,8 тыс. рейсов в сутки.

Поэтому не стоит рассчитывать, что приход Ryanair, или других крупных иностранных лоукостов, даст возможность пассажирам летать из Борисполя по минимальным ценам. Борисполь, как самый крупный украинский аэропорт, обеспечивший в 2016 году 67% всего пассажиропотока страны, просто не согласится резко снижать стоимость обслуживания для отдельного перевозчика, пусть даже и крупного.

Похожая ситуация складывается и с еще одним столичным аэропортом Жуляны. По словам представителей аэропорта, Ryanair рассчитывает на снижение аэропортового сбора на 60-80%, в который входит стоимость топлива, аэропортовый сбор, зарплата персонала и остальные расходы. Такие условия просто не выгодны для аэропорта, уже имеющего приемлемую для него загрузку.

Поэтому, самые низкие цены на билеты лоукост сможет обеспечить в аэропортах с низким пассажирооборотом, где авиаперевозчик имеет шанс получить самую низкую стоимость обслуживания. Например, в Виннице, Херсоне, Черновцах, Ивано-Франковске. А вот стоимость билетов в Киеве снизить до минимума не выйдет из-за высокой загруженности аэропортов и большого пассажиропотока.

Чего ждать пассажирам в этом году?

Скорее всего, большого снижения цен на авиабилеты в 2017 году не будет. Украинский рынок авиаперевозок еще не настолько заполнен, чтобы перевозчики начали использовать последний аргумент в конкурентной борьбе за пассажира – жесткий демпинг.

Главными факторами, влияющими на рынок, являются динамика доходов населения и вступление в действие соглашения о безвизовом режиме с ЕС.

Чтобы снижать стоимость авиабилетов до уровня стран Восточной Европы, авиакомпаниям нужно наращивать количество рейсов и пассажирооборот. Тогда маржу можно снизить до минимума, зарабатывая за счет большого пассажиропотока. Благодаря такой тарифной политике, например, чистая прибыль Ryanair в 2016 году составила 1,54 млрд евро, коэффициент загрузки – 94%.

Чтобы снизить стоимость авиабилетов до 10-15 евро, как это было в странах Восточной Европы, авиакомпаниям придется вводить ежедневные авиарейсы, с расчетом на максимальную загрузку на каждом маршруте.

Обеспечить такой резкий рост трафика в наших условиях авиакомпаниям будет сложно из-за невысокого уровня доходов у населения и более низкого, в сравнении со странами ЕС, спроса на авиаперелеты. Чтобы обеспечить необходимую наполняемость рейса, авиакомпании скорее всего ограничатся несколькими рейсами в неделю, либо через день на самых популярных маршрутах.

Кардинальных изменений на рынке авиаперевозок с приходом Ryanair в ближайшее время не произойдет. По мнению экспертов, Ryanair сосредоточится на обслуживании туристов, бизнес-туризма и студентов.

Конкуренция в этом сегменте и так достаточно высока, поэтому пассажиры будут привлекаться новыми интересными маршрутами и невысокой стоимостью билетов. Для повышения интереса пассажиров, небольшая часть билетов задолго до отправления рейса может продаваться по минимальным ценам, начиная от 20 долларов. Таких предложений будет ограниченное количество, как пиар-ход, рассчитанный на повышение к авиакомпании интереса клиентов.

До конца года можно ожидать увеличения количества рейсов от уже работающих в Украине авиакомпаний. Если безвизовый режим полноценно заработает и не будет серьезных сбоев в экономике, рост пассажиропотока в 2017 году может составить 30-35%.

А на быстро растущий рынок потянутся новые европейские авиаперевозчики, которые в борьбе за нишу на украинском рынке выйдут с большим предложением маршрутов и рейсов. Для загрузки маршрутов нужно привлекать пассажиров, вот тогда, возможно, и будет задействован аргумент в виде снижения стоимости билетов.

В частности, рост конкуренции на рынке и появление новых крупных перевозчиков уже вынуждает отечественные авиакомпании снижать стоимость билетов и предлагать пассажирам более гибкую тарифную сетку.

Так, компания МАУ, являющаяся самым крупным авиаперевозчиком в Украине, начала предлагать лоукост-тарифы на свои маршруты. За шесть-десять месяцев до вылета билеты продаются с ощутимой скидкой.

Например, стоимость билета на международный рейс за 10 месяцев до вылета обойдется в 2 раза дешевле, чем при покупке за 6 месяцев до вылета. А стоимость билета на внутренний рейс в аналогичной ситуации будет в 3 раза ниже.

Хочется надеяться, что со временем гибкость в тарифах и акционные скидки для пассажиров, по примеру европейских перевозчиков, станут нормой и для других украинских авиакомпаний.

Автор материала: Сергей Савенко

По материалам: Finance.ua

Материалы по теме: