Амирханян Араик. Как «армянская мафия» дерибанит украинские дороги. ЧАСТЬ 2

Помимо обширного бизнеса в Украине, у семьи Амирханян есть официальный бизнес в России, прямо в Московской области. Там Араик Амирханян в феврале 2014 года (в самый разгар Майдана) учредил...

Помимо обширного бизнеса в Украине, у семьи Амирханян есть официальный бизнес в России, прямо в Московской области. Там Араик Амирханян в феврале 2014 года (в самый разгар Майдана) учредил одноименную фирму ООО СК «Дорлидер». Араик Амирханян владеет в Подмосковье асфальтобетонными заводами — которые работают там так усердно, что своей вонью вынудили местных жителей обратиться в суд. Решение суда не смутило Амирханяна, который просто перерегистрировал заводы на другую свою фирму, работающую в России. Вместе с семействами Авакян, Орджацян и Апозян, он входит в число т.н. «армянской дорожной мафии Собянина», которая ежегодно осваивает тендеры на миллиарды рублей. Интересно, что в российской прессе Араика Амирханяна прямо называют «одесским мафиози».

Как обокрасть «Укравтодор»

Минтранс уже давно называют самым коррумпированным ведомством Украины. Три его детища – «Укравтодор», «Укрзализныця» и Администрация морских портов – регулярно проводят тендеры на очень крупные суммы (десятки и сотни миллионов гривен), которые практически никто не контролирует. Поэтому «распиливание» бюджетных денег в этой сфере всегда была крайне выгодным и почти ненаказуемым делом – по крайней мере, за этого еще никого не посадили. Но, при этом и конкуренция за доступ к «корыту» очень серьезная. Неудивительно, что Амирханяны стараются сорвать тендеры, в которых не участвуют их фирмы.

СК «Дорсевис», напомним, была создана еще в середине 90-х. И тогда же Амирханяны начали прибирать к своим рукам «СПМК-17» и Первомайский карьер. Однако об их выходе на уровень больших дорожных подрядов (и большой коррупции) СМИ стали писать лишь спустя много лет. Вот, к примеру, в 2011 году ЧП «Дорлидер» обвинялось в том, что оно включило в стоимость тендера перевозку асфальта из Одесской области в Николаевскую, хотя подтвердить это ничем не смогло. Так государство «обули» на 9,8 миллионов гривен (1,2 миллиона долларов по тем временам), хотя дело было не только в этом: возить асфальт из одной области в другую и брать за это деньги — до такого додумался только Амирханян! После этого скандала ЧП «Дорлидер» спешно переименовали, и его бенефициарием стал Гарник Погосян, а название взяла себе другая фирма Амирханянов, ООО СК «Дорлидлер», так что принадлежность обоих фирм к семье очевидна.

В 2013 году Управление капстроительства Южного (город в Одесской области) провело тендер на сумму 7 миллионов гривен по благоустройству пляжей, который выиграло ООО «Бизнес информация технология», принадлежащее Дмитрию и Екатерине Чирич – связанных с олигархом Дмитрием Фирташем. Однако через три месяца был проведен новый тендер (старый отменили?), и подряд получила уже СК «Дорсевис». При этом стоимость работ увеличилась до 7,54 миллиона гривен.

В том же году не был принят в эксплуатацию участок государственной автотрассы М-15 Одесса-Рени, поскольку качество его якобы ремонта не выдерживала никакой критики. А ведь на это было выделено 70 миллионов гривен, и среди подрядчиков был СК «Дорсервис»!

В 2015 году обе фирмы разыграли фиктивный конкурс на тендер ремонт дороги по улице Пушкинской в Николаеве. Кстати, было что-то символическое в том, что поднявшаяся в Николаевском райцентре Одесской области, семейка Амирхаянов нашла себе новый клондайк в Николаеве — соседнем областном центре. Так вот, тогда ООО «Пивденьюгтех» (бывшее ЧП «Дорлидер») сыграла роль подставного конкурента СК «Дорлидер». Последний «выиграл» тендер на сумму 4,05 миллиона гривен. По этому факту, кстати, проводились проверки и следственные действия, однако Амирханяны быстро от всех откупились.

В декабре 2015-го «титушки» Араика Амирханяна добрались до Киева и… напали на главу «Укравтодора» Андрея Батищева в его собственном кабинете, где развернулось целое сражение! После Амирханян заявил, что он просто пришел к руководителю «Укравтодора» с требованием выплатить причитающиеся фирме деньги за тендер, а Батищев якобы сам на него напал. В общем, эта история сошла Амирханяну с рук.

В 2016 году очередная афера была разыграна на конкурсе, где за тендер по ремонту Богоявленского проспекта в Николаеве «боролись» все те же фирмы «Пивденьюгтех» и СК «Дорлидер». Последняя получила четыре подряда на общую сумму 16,658 миллиона гривен. Налицо был сговор Амирханянов с местными чиновниками, но с кем? Тогда начальник Службы автомобильных дорог в Николаевской области Александр Антощук заявлял, что окружение мэра Николаева давило на него, дабы конкурс был устроен именно так и его выиграл бы «Дорлидер». А незадолго до того Антощук был уволен, его заменили на Сергея Ткаченко – который уже через год так замазался в коррупционных схемах с Амирханянами, что был арестован после обысков, проведенных в его ведомстве СБУ.

Всего же только в 2016 году СК «Дорлидер» вытянул из бюджета «Автодора» Николаева 91,9 миллиона гривен! Но не прошло и года, как положенный «Дорлидером» асфальт начала крошится и разваливаться. По закону и согласно договору подряда, фирма должна была восстановить покрытие за свой счет, однако Амирханяны «договорились» — и из Николаевского бюджета им выплатили за это 2,8 миллиона гривен.  Такому успеху способствовало то, что коммерческим директором СК «Дорлидер» был бывший директор Департамента ЖКХ Николаева Алексей Коваленко. Неудивительно, что в «Дорлидере» закатывали шикарные корпоративы, на которые приглашали звезд шоу-бизнеса.

Однако не всё коту масленица. Осенью 2016 года СБУ выставило фирмам «Дорлидер» и «Пивденьюгтех» подозрение в незаконном завладении 5,5 миллиона бюджетных гривен, выводе их на фиктивные фирмы и возможном финансировании терроризма (речь шла о перечислении крупных сумм наличных представителям «ДНР»). Также было возбуждено уголовное производство № 32015160000000034 по факту умышленного уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах: СК «Дорлидер» сформировала себе налоговый кредит (4,5 миллиона гривен) с помощью подставных фирм «КНАП» и «Алендвик». В рамках этих дел суд на время арестовал счета «Дорлидера».

Впрочем, Араик Амирханян вновь привычно «порешал» дела через суды и знакомых чиновников – и уже летом 2017 года «Дорлидер» вновь получил подряды, теперь на ремонт автотрассы в Одесской области (стоимость 76,460 миллионов гривен). И это не смотря на то, что Араик Амирханян тогда находился в официальном розыске по статье 125 (умышленные легкие повреждения).

Вскоре с розыска его сняли, а СК «Дорлидер» поручило новые впечатляющие подряды в Николаевской области на общую сумму 302 миллиона гривен. В следующем, 2018-м году, эту фирму сменила другая: в дело вступило контролируемое Амирханяном ООО «Полтавабудцентр», подучившее несколько тендеров на сумму 218 миллионов гривен. Всего же в течение 2017-2018 г.г. «Полтавабудцентр» буквально вырвала зубами 34 тендера на сумму 1,32 миллиарда гривен! Именно она начала широко применять метод «агрессивной конкуренции», когда тендеры, которые фирма не могла выиграть в более-менее честном конкурсе, срывались и блокировались ею. Для этого использовались самые разные методы: жалобы, судебные иски, визиты «титушек», пикеты работников его фирм. Араик Амирханян объявил войну всем: «Укравтодору», АМКУ, даже тогдашнему премьер Гройсману. Впрочем, в АМКУ он сумел найти себе «друга» в лице Андрея Вовка, председателя административной комиссии по рассмотрению жалоб. Который, удовлетворяя их, помогал Амирханяну блокировать и срывать тендеры. Как посчтитал SKELET-info, всего за полтора года, по жалобам фирм Амирханяна, было сорвано несколько сот тендеров на сумму почти 20 миллиардов гривен! Дело было уже не в коррупции, а в том, что «дорожный разбойник» Амирханян остановил ремонты дорог в двух областях страны, создав угрозу самой инфраструктуре.

Араик Амирханян: украл – выпил – в тюрьму!

Кольцо вокруг дорожного бизнеса Амирханяна сжималось. Не успел он опомниться после своего ареста за попытку захвата одесского «Облавтодора», как его арестовали снова. Казалось бы, теперь букет предъявленных ему обвинений тянет на долгие годы строгого режима: статья 110-2-4 (финансирование свержения государственного строя), статья 190-4 (мошенничество), статья 332-3 (незаконная переправка людей через границу), сговор с чиновниками Антимонопольного комитета. Но прошло несколько дней – и он снова на свободе, под залог в 20 миллионов гривен. Буквально сразу же трудолюбивый Амирханян принялся за работу: засыпал новыми жалобами АМКУ, продолжая срывать тендеры, затем подставил под взятку главу Службы автомобильных дорог в Николаевской области Андрея Максименко (похоже, они там меняются каждый год). После чего, со слов экс-помощника главы Николаевской ОГА Андрея Сенченко, Араик Амирханян собрал в ресторане «Феникс» чиновник Службы автодорог области и пояснил им, что так будет с каждый, кто будет ему противоречить.
Исходя из отсутствия на это всякой реакции со стороны правоохранительных органов, нынче пребывающих в прострации кадровых перестановок, можно с грустью констатировать, что управы на «дорожную мафию» Амирханянов в ближайшее время не будет. А это значит, что дорожные работы вновь будут блокироваться (а зима уже близко), до тех пор, пока тендеры снова не начнут выигрывать только фирмы Араика Амирханяна — принося ему сказочный доход, а Украине – кое-как заделанные некачественным асфальтом ямы.
Источник: skelet-info

Материалы по теме: